Положение-о-планировании

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
о планировании образовательной деятельности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 231»
городского округа Самара

1.

Общие положения

1.1. Положение о планировании образовательной деятельности (далее – Положение)
представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими
правовыми и нормативными документами системы образования:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 30.08.2013 №1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад комбинированного вида № 231» городского округа Самара (далее – ДОО).
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 231» городского округа Самара.
1.2. Данное Положение устанавливает систему планирования образовательной
деятельности в ДОО, единые требования к форме и содержанию планирования
образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО, с целью обеспечения
полноты выполнения реализуемой образовательной программы ДОО.
1.3. Планы образовательной деятельности с детьми являются обязательными документами,
разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОО.
2. Цели и задачи
2.1. Обеспечение выполнения образовательной программы ДОО в каждой возрастной группе.
2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
2.3. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
2.4. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей с
учетом образовательных потребностей каждого обучающегося (воспитанника).
3. Принципы планирования
3.1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка.
3.2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.
3.3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.
3.4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач
процесса образования детей дошкольного возраста.
3.5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями обучающихся (воспитанников), спецификой и
возможностями образовательных областей.
3.6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса.

3.7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
3.8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми, т.е. на основе игровой деятельности.
3.9. Сочетать элементы деятельности, способствующие эмоциональной разрядке.
3.10. Предусматривать разнообразную деятельность, способствующую максимально
возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Планируемая деятельность должна
быть мотивирована.
3.11. Сочетать разумное чередование в плане организованной и самостоятельной
деятельности (непрерывной организованной деятельности с детьми (НОД), игр, совместной
работы детей под руководством взрослого, а также свободной спонтанной игровой
деятельности и общения со сверстниками).
3.12.Обеспечивать взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи
планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности), регулярность,
последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется
несколько раз, но изменяются и усложняются задачи, вносятся, как взрослыми, так и
детьми, новые атрибуты и пр.)
4.

Организация работы

4.1. Основа планирования педагогического процесса – образовательная программа ДОО
(далее - ОП ДО). Система планирования образовательной деятельности в ДОО включает в
себя:
- комплексно-тематическое планирование;
- расписание непрерывной образовательной деятельности;
- календарно-тематическое планирование;
- циклограмма воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
4.2. Комплексно-тематическое планирование:
- комплексно-тематическое планирование составляется на
учебный годв
соответствии с установленной формой (Приложение №1), является частью
образовательной программы ДОО, рабочей программы группы;
- комплексно-тематическое планирование принимается педагогическим советом ДОО,
утверждается приказом заведующего ДОО.
Комплексно-тематическое планирование должно отражать:
- период реализации интегрируемой темы (месяц, неделю);
- наименование интегрируемой темы;
- решаемые программные задачи с учетом возрастных возможностей.
Интегрируемые темы, сроки реализации могут быть примерными, педагогам
рекомендуется вносить коррективы с учетом интересов обучающихся (воспитанников),
предложений заинтересованных лиц.
4.3. Расписание непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД):
- составляется и реализуется для каждой возрастной группы;
- отражает: рабочие дни недели, время проведения НОД, вид образовательной
деятельности.
4.4. Календарно-тематическое планирование образовательного процесса (Приложение 2):
4.4.1. Календарно-тематическое планирование составляется в соответствии с режимом дня,
расписанием НОД, комплексно-тематическим планированием.
4.4.2. Календарно-тематическое планирование составляется каждым педагогом ДОО для
каждой возрастной группы на рабочую неделю и отражает:
- интегрируемую тему;

программные задачи;
планирование непрерывной образовательной деятельности;
планирование образовательной деятельности в ходе режимных моментов
4.4.3. В календарно-тематическом плане на каждую неделю определяется план
индивидуальной работы с детьми (на основе мониторинга детского развития, с учетом
индивидуального маршрута развития каждого воспитанника).
4.4.4. В календарно-тематическом плане на каждую интегрируемую тему планируется:

-

-

работа с родителями (законными представителями) воспитанников;
оснащение и пополнение РППС, с учетом темы.

4.4.5. Календарно-тематический план – предусматривает планирование всех видов
деятельности детей и соответствующих форм их организации на неделю.
4.4.6. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: утро, прогулка, вечер.
Указываются виды и направления деятельности с детьми.
В утренний отрезок времени рекомендуется планировать все виды деятельности по желанию
детей; деятельность не должна быть продолжительной по времени. В утренний период
планируются только знакомые для детей виды деятельности. Рекомендуется планировать всю
деятельность, связанную с формированием культурно-гигиенических навыков, норм
поведения. Рекомендуется планировать индивидуальную работу по подготовке к НОД,
утреннюю гимнастику, работу по закаливанию, утренний круг.
В прогулку рекомендуется включать следующую деятельность:
- наблюдение;
- подвижные игры, спортивные игры/элементы спортивной игры;
- игры дидактические, хороводные, забавы, творческие;
- индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке НОД с детьми,
которые недостаточно усвоили материал, с одаренными детьми, при подготовке к
праздникам;
- трудовые поручения.
Вечером, во второй половине дня, рекомендуется планировать:
- все виды игр: настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические,
развивающие, театральные, развлечения, праздники, сюрпризы;
- сенсорное развитие;
- труд (ручной, хозяйственно-бытовой, коллективный);
- воспитание художественной литературой и фольклором;
- работу по звуковой культуре речи (ЗКР);
- организацию экспериментирования и исследования;
- ценности ЗОЖ;
- ОБЖ: правила поведения на дороге, дома, в природе;
- работу с семьей воспитанника;
- предварительную работу с детьми по подготовке к занятиям.
Календарно-тематический план должен быть оформлен в электронном виде, так же
рекомендуется оформлять и на бумажном носителе, где допускаются пометки, дополнения,
корректировка понятным аккуратным подчерком.
4.5 Примерная циклограмма организации воспитательно-образовательного процесса
(Приложение №3)
- регламентирует содержание детской деятельности по всем направлениям развития
ребенка;
- определяет содержание деятельности для детей старшего возраста, для детей среднего и
младшего возраста.
Содержание циклограммы является примерным, рекомендуется корректировать с учетом
интересов, инициатив обучающихся (воспитанников), предложений заинтересованных
сторон.

5.Требования к оформлению планирования
5.1. Планирование деятельности с детьми оформляется в папку, является приложением к
Рабочей программе возрастной группы.
5.2. На фирменном бланке ДОО оформляется титульный лист с указанием группы, возраста
воспитанников, фамилии, имени, отчества воспитателей группы, даты начала и окончания
плана.
5.3. Планирование содержит следующие разделы:
- титульный лист;
- годовые задачи ДОО;
- режим дня группы;
- расписание непосредственной образовательной деятельности;
- список детей группы (с указанием даты рождения);
- условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями
группы);
- календарно-тематический план;
- примерную циклограмму организации воспитательно-образовательного процесса;
- Рабочую программу группы;
- лист проверки плана.
5.4. Последняя страница календарного плана предназначена для записей и заполнения
старшим воспитателем.
5.5. При планировании приветствуется использование картотек и планов наблюдений, бесед,
игр, гимнастик, проектов и т.п., составленных педагогами ДОО, принятых на педагогическом
совете.
6. Документация и ответственность
6.1. Комплексно-тематический и календарный планы являются обязательными документами
педагога.
6.2. Контроль за оформлением планирования осуществляется старшим воспитателем ДОО
- не реже одного раза в месяц у педагогов с опытом работы не более 2 лет;
- 1 раз в 3 месяца у педагогов первой-высшей квалификационной категории.
В соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями проверка
плана осуществляется дополнительно. Так же дополнительный контроль осуществляется в
случае несоответствия планирования установленным требованиям к содержанию и структуре
календарно-тематического плана.
6.3. На специально отведенной странице фиксируется дата проверки, подпись, замечания и
рекомендации, с которыми проверяющий знакомит воспитателей, следит за их выполнением.
6.4. После окончания учебного года педагог хранит папку с планированием один год после
выпуска группы.

Приложение 1
Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной деятельности
(образец)
С учетом детских предложений, запросов заинтересованных сторон в планировании возможно корректировка тем
Месяц

Неделя

Возрастная группа / Интегрирующая тема/ Программные задачи
/
Средняя

II младшая
Сентябрь

«Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь!»
Мониторинг детского развития

1-2
Содействовать возникновению
у детей чувства радости от
возвращения в ДОО.
Продолжать знакомить с ДОО
как ближайшим социальным
окружением ребёнка

Сентябрь

Старшая

Продолжать знакомить с ДОО как ближайшим
социальным окружением ребёнка (обратить
внимание на произошедшие изменения: появились
..)

Расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива.
Формировать активную позициючерез сознание…

«Семья – это мы! Семья – это я!»

3- 4
Формировать образ Я.
Формировать
элементарные
навыки ухода за своим лицом и
телом.
Развивать представления
своём внешнем облике.

о

Расширять представления о своей семье, её
истории.
Формировать
первоначальные
представления о родственных отношениях в семье
(сын, дочь, мама, папа и пр.)

Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, её истории.
Закреплять
знания
домашнего адреса и телефона, имен и
отчествародителей, их профессий.
Обогащать представления о мирепредметов.

Приложение 2
Календарно-тематический план
Месяц, год

неделя

Тема недели
Задачи
НОД

Музыкальная
Двигательная
Коммуникативная
Познавательно- исследовательская
Продуктивная
Конструирование

Образовательная
деятельность в
режимных
моментах
- утро
- прогулка
- вечер

Двигательная деятельность
Беседа, словесные игры
Игровая деятельность
Поручения, коллективный труд:
Чтение художественной литературы:
Рассматривание, наблюдение:
Продуктивная деятельность
Конструирование
Экспериментирование

группы

Индивидуальная работа с воспитанниками
№

ФИ
воспитанников

Содержание индивидуальной деятельности

Дата

Работа с родителями
№

Форма

Содержание

Например, на выбор
















Совместные мероприятия
Мастер-классы для родителей, с участием родителей
для детей
Выставки
Музейное пространство
Консультирование
Беседы индивидуальные, групповые, подгрупповые
Онлайн-информирование
Развлечения. Праздники
Экскурсии.
Совместное творчество.
Совместная трудовая деятельность (труд в природе, в группе)
Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы,
викторины
Родительские собрания, семейные гостиные, семинары,
открытые просмотры, мастер-классы
Анкетирование
Оформление родительских уголков. Буклеты, памятки,
информационные листы

Оснащение РППС
№

Наименование материалов, оборудования

Дата

Приложение №3

Примерная циклограмма организации воспитательно-образовательного процесса на неделю (старший возраст)

2 половина дня

Прогулка

1 половина дня

Понедельник

Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, наблюдение, беседа, и т.д.)

- речевое развитие (словарная
работа)
чтение
художественной
литературы

- формирование элементарных
математических представлений
- д/и по изодеятельности

- освоение к/г навыков, навыков
самообслуживания
- ребенок и окружающий мир
(предметный мир)
через
д/и,
беседы,
рассматривание
иллюстративного материала, и
т.д. – указать название, цель.

- ОБЖ
- речевое развитие (связная речь)
- распределение длительных
трудовых поручений

- речевое развитие (грамматика и
словарь)
- музыкальное развитие (д/и)

- речевое развитие (связная речь)
чтение
художественной
литературы

развитие
мелкой
моторики
+
формирование
графических навыков
- ЗКР (подг.гр – подготовка
к обучению грамоте)

- экологическое развитие (д/и)
- беседа о природе, работа с
календарем
и
дневником
наблюдений в уголке природы
- нравственное воспитание

ознакомление
с
окружающим
миром
(формирование первичных
представлений о себе,
окружающих
людях,
объектах
окружающего
мира, малой родине и
Отечестве, планете Земля)

Совместная деятельность педагога с детьми
- сенсорное воспитание
- валеологическое развитие,
становление
ценностей
здорового образа жизни (ср., ст.,
подг.гр.)

- наблюдения в природе,
- целевые прогулки и экскурсии за пределы ДОО
- самостоятельная детская деятельность
- труд в природе
- совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность)
- индивидуальная работа по ФИЗО
- подвижные игры
- игра малой подвижности, хороводная игра
Индивидуальная работа
Воспитание культуры поведения
Конструирование из разного
материала

Развитие звуковой культуры речи
Развитие мелкой моторики

Изобразительная деятельность

Работа по обучению детей
рассказыванию (по картине,
игрушке, рассказ из личного
опыта)
Совместная деятельность воспитателя с детьми

Изобразительная
деятельность

Изобразительная деятельность, конструирование из разного материала (рисование, лепка, аппликация - см. расписание совместной деятельности воспитателя с детьми)

- ознакомление с художественной
литературой
- игровая деятельность
- трудовые поручения

- ознакомление с художественной
литературой
- игровая деятельность
элементарная
опытноэкспериментальная деятельность

- ознакомление с художественной
литературой
- игровая деятельность (с/р,
режиссерские игры)
- коллективный труд

- театрализованная деятельность
- игровая деятельность
элементарная
трудовая
деятельность

ознакомление
с
художественной
литературой
- игровая деятельность
(строительные игры)
- элементарная опытноэкспериментальная
деятельность

Примечание.
Планирование игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры:
 Старший возраст: 1-2 в неделю
 На прогулке – ежедневно
 1 раз в месяц планируется новая игра. Остальные сюжеты – это уже знакомые игры.
Строительные игры:
 Старший возраст – 3-4 раза в неделю (постройка обыгрывается до 3-5 дней)
Театрализованные игры:
 Игра-драматизация: 1 раз в неделю во всех возрастных группах
 Театральная игра: старший возраст – 1 раз в квартал.
Подвижные игры:
 Старший возраст: 2- 3 игры в день.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
Текущее планирование:
По сюжету новой игры во всех режимных моментах должны быть запланированы следующие мероприятия:
- по обогащению жизненного опыта (наблюдения, экскурсии, занятия, художественное слово)
- по обогащению игрового опыта детей (режиссерские игры, дидактические игры, имитации, приемы работы воспитателя по обучению основным игровым навыкам для своей
возрастной группы)
- активизирующее взаимодействие воспитателя с детьми (создание подсказывающих ситуаций, включение в игру (приемы взаимодействия должны соответствовать возрасту
детей)).
- мероприятия по развитию навыков общения

Примерная циклограмма организации воспитательно-образовательного процесса на неделю (младший и средний возраст)

2 половина дня

Прогулка

1 половина дня

Понедельник

Вторник
Среда
Четверг
Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, наблюдение, беседа, и.т.д)

- речевое развитие (словарная
работа)
чтение
художественной
литературы

- формирование элементарных
математических представлений
- д/и по изодеятельности

-речевое развитие (грамматика и
словарь)
- музыкальное развитие (д/и)

- речевое развитие (связная речь)
- сенсорное развитие

Пятница

- развитие мелкой моторики
- ЗКР

Совместная деятельность педагога с детьми (через д/и, беседы, рассматривание иллюстративного материала, и т.д. – указать название, цель).
- освоение к/г навыков, навыков
самообслуживания
- ребенок и окружающий мир
(предметный мир)

- ОБЖ
- речевое развитие (связная речь)
- распределение
трудовых
поручений

сенсорное воспитание
- валеологическое развитие,
становление
ценностей
здорового образа жизни (ср.гр.)
- мл.гр. – освоение к/г навыков,
навыков самообслуживания

- экологическое развитие (д/и)
- беседа о природе, работа с
календарем
и
дневником
наблюдений в уголке природы
- нравственное воспитание

ознакомление
с
окружающим
миром
(формирование первичных
представлений
о
себе,
окружающих
людях,
объектах
окружающего
мира, малой родине)

- наблюдения в природе,
- целевые прогулки и экскурсии за пределы ДОО
- самостоятельная детская деятельность
- труд в природе
- совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность)
- индивидуальная работа по ФИЗО
- подвижная игра
- игра малой подвижности, хороводная игра
Совместная деятельность воспитателя с детьми
- изобразительная деятельность
(аппликация)
- ознакомление с
художественной литературой
- игровая деятельность (с/р игра,
режиссерская игра)

- изобразительная деятельность
(рисование)
- ознакомление с
художественной литературой
- игровая деятельность
(строительная игра)

- изобразительная деятельность
(лепка)
- ознакомление с
художественной литературой
- игровая деятельность (с/р игра,
режиссерская игра)

- конструирование из разного
материала
- театрализованная деятельность
- игровая деятельность
(строительная игра)

- ознакомление с
художественной
литературой
- игровая деятельность (с/р
игра, режиссерская игра)
- игры - эксперименты

Индивидуальная работа
Изобразительная деятельность

Развитие мелкой моторики

Развитие звуковой культуры речи

Изобразительная деятельность

Воспитание
культуры
поведения
Конструирование из разного
материала

Примерная циклограмма направлений и форм работы для календарного планирования






Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры
Режиссерские игры
Театрализованная деятельность
Дидактические игры
Интеллектуальные игры

Художественно – эстетическая деятельность

Рисование

Аппликация

Лепка

Конструирование

Музыкальные занятия, прослушивание музыки
Двигательная активность
 Утренняя гимнастика
 Упражнения и танцы под музыку
 Подвижные игры
 Игры–соревнования, игры с элементами спорта
 Народные игры, хороводные игры
 Физкультурные занятия
 Физкультурные досуги и праздники
 Физкультминутки и динамические паузы
 Закаливающие процедуры
 Самостоятельная двигательно-игровая
деятельность детей
 Активный отдых: туристические прогулки,
досуги, праздники, дни здоровья

Социально – коммуникативная деятельность
 Беседы, общение, интервьюирование
 Игровые ситуации, игры-путешествия
 Рассматривание и обсуждение иллюстраций,
картин, фотографий
 Сочинение и разгадывание загадок, составление
рассказов
 Ситуативные беседы
 Ситуации морального выбора
 Социально-коммуникативные игры
 Трудовая деятельность
Трудовая деятельность
 Поручения, коллективный труд, дежурство
 Практико-ориентированные индивидуальные и
групповые проекты
 Приучение к положительным формам
поведения
 Показ действий
 Пример взрослого
 Целенаправленное поведение















Индивидуальная работа
Продуктивная деятельность (рисование)
Формирование математических представлений
Познавательное развитие
Формирование математических представлений
Работа по развитию мелкой моторики
Развитие фонематического слуха
Развитие связной речи
Развитие словаря
Формирование грамматического строя речи
Формирование основных физических качеств
Конструктивная деятельность
Продуктивная деятельность (аппликация)
Развитие мелкой моторики
Продуктивная деятельность

























Познавательная деятельность
Рассматривание, обследование, наблюдения
Опыты, экспериментирование
Творческие задания
Проблемные ситуации
Тематические выставки

Речевая деятельность
Ситуативные разговоры, беседы, общение
Специальное моделирование ситуации общения
Чтение и обсуждение литературных
произведений
Разучивание стихов, чистоговорок,
скороговорок, потешек
Сочинение и отгадывание загадок
Пересказ, составление описательных рассказов,
речевое творчество
Работа с родителями
Совместные мероприятия
Мастер-классы для родителей
Выставки
Музейное пространство
Консультирование
Беседы
Онлайн-общение
Конкурсы
Развлечения
Праздники
Проекты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».