Программа развития МДОУтцрр на 2023-2026

«Согласовано»
На заседании управляющего
совета
МДОУ «ТЦРР-д/с»
Протокол № 3 от 25.08.2023

Утверждаю»: Заведующий
Григорьева К.М.
МДОУ «ТЦРР-д/с»
Приказ №15 от 25.08.2022г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТУРУНТАЕВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
НА 2023-2026 гг

1

Содержание программы
Раздел 1
1
Паспорт программы развития
2
Анализ результатов реализации Программы развития (2019-2022 гг.)
3
Проблемный анализ деятельности ДОУ
4
Анализ образовательной среды
5
Анализ взаимодействия с семьей
Раздел 2
6
Концепция Программы развития
Раздел 3
7
Стратегия и тактика реализации
8
Проект «Растем вместе»
9
Проект «Мир возможностей»
10 Проект «Цифровизация»
Раздел 4
11 Финансовое обеспечение Программы развития
Раздел 5
12 Оценка результатов реализации Программы развития

2

3
5
7
7
8
9
10
10
12
14
15
16

Раздел 1
Паспорт программы развития
Наименование
программы:
Основания для
разработки программы:

Назначение программы:

Целевые группы:
Цель Программы
развития:
Задачи:

Программа
развития
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения МДОУ «ТЦРР-д/с» на 2023
– 2026 годы (далее – Программа)
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н "Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
5. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.
№ 474 «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования".
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г.
№ 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования".
9. Устав МДОУ «ТЦРРд/с»
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития образовательного
учреждения на основе анализа работы за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
главные направления обновления содержания образования и
организации
образовательного
процесса,
управление
дошкольным учреждением на основе инновационных
процессов.
Педагоги, родители,
воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с»
Проектирование
образовательного
пространства,
обеспечивающего
доступность,
повышение
качества
образования и воспитания.
1.
Организовать
эффективное
взаимодействие
педагогического
коллектива
в
процессе
создания
образовательной среды (проект «Растем 4 программы развития
3

Ожидаемые результаты
реализации Программы:

Система организации и
контроля

вместе»)
2. Создать систему сопровождения, поддержки и развития
талантливых детей для реализации их возможностей и
способностей (проект «Мир возможностей»)
3. Освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с
родителями (законными представителями) для повышения
информационной открытости и доступности ДОУ для
родительской общественности (проект «Цифровизация»).
1. Создана образовательная среда, способствующая
повышению качества образования в ДОУ.
2. В образовательный процесс внедрены современные
педагогические технологии, обеспечивающие развитие
творческих способностей и возможностей воспитанников.
3. Повышена профессиональная компетентность педагогов:
- 100% педагогов ДОУ прошли повышение квалификации по
современному содержанию образования и инновационным
технологиям;
- 100% педагогов представляют профессиональный опыт
педагогической общественности в рамках семинаров,
практикумов, мастер-классов, в профессиональных изданиях.
4. Информационная открытость и доступность ДОУ для
родительской общественности.
5. Расширен перечень платных образовательных услуг за счет
реализации дополнительных образовательных программ.
6. Обновлена материально-техническая база за счет
бюджетных и внебюджетных средств:
- педагоги и дети обеспечены дидактическими материалами и
игровыми пособиями в соответствии с внедряемыми
образовательными технологиями;
- сформирована образовательная медиатека для детей,
педагогов и родителей, электронные банки методических
пособий и дидактических материалов.
Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы
организуется в установленном порядке путем сбора, обработки,
анализа и аналитической информации, оценки достигнутых
результатов с периодичностью 1 раз в год. Результаты контроля
фиксируются в протоколе итогового
педагогического совета, публикуются.

4

Анализ потенциала развития ДОУ
Анализ реализации Программы развития (2019-2022 гг.)
Анализ проводился по направлениям деятельности, определенным программой
развития (2019 – 2022 гг.) с целью выявления степени достижения ожидаемых результатов
и проектирования проблемного поля для разработки программы развития на период 2023 –
2026 годы.
Программа решала следующую цель и задачи:
Цель Программы: построение инновационной модели образовательного
пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и
новое качество образования.
Задачи Программы:
1. Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития;
2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой,
материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты
ресурсного обеспечения образовательного процесса;
3. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение
педагогов в инновационную деятельность;
4. Создание необходимых условий для саморазвития, для развития педагогов ДОУ;
5. Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и
экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с
основными направлениями модернизации российского образования;
6. Обеспечить обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,
способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению
новых образовательных результатов;
7. Развитие системы управления МДОУ «ТЦРРд/с» на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
По окончании реализации Программы Развития были достигнуты следующие
результаты:
1. Организовано повышение профессионального мастерства педагогов:
- Систематическое повышение квалификации всех педагогических кадров:
2019 год
2020 год
2021 год
Количество педагогов,
прошедших курсы
80 %
90%
100
повышения
квалификации
- Доля педагогических кадров, имеющих квалификационные категории:
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
6 из 10
9 из 10
8 из 10
7 из 10
- Доля педагогических кадров, имеющих педагогический стаж менее 3 лет:
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
0
1из 10
2 из 10
3 из 10
2. Создана уникальная образовательная среда для детей старшего дошкольного
возраста путем эффективного внедрения программы «Основы финансовой грамотности для
дошкольников». Результат внедрения программы «Основы финансовой грамотности для
дошкольников» был представлен педагогическому сообществу в рамках районного
методического объединения педагогов дошкольного образования Прибайкальского района
– январь 2022 г.
3. В связи с ограничительными мероприятиями по распространению новой
короновирусной инфекции, задача по расширению поля социального партнерства решена
5

не полностью и включена для реализации на следующий период.
4. Результаты независимой оценки качества образования показали, что работой
дошкольной организации за отчетный период удовлетворены 96 % родителей. Анализ
деятельности показал тенденцию результатов к росту, что указывает на эффективность
выбранных за 2019-2022 годы направлений развития. В тоже время, постоянно
изменяющаяся среда требует внесения корректировок в цель и задачи Программы, а также
развития новых проектов и концепций.

6

Проблемный анализ деятельности ДОУ
Анализ кадрового состава
Анализ кадрового состава показал, что за последние три года педагогический
коллектив омолодился. Сформировался профессиональный, стабильный, компетентный
коллектив, способный решать поставленные задачи; владеющий различными формами и
методами работы; имеющий позитивный опыт консультирования родителей в вопросах
воспитания и образования детей.
Наблюдается положительная динамика участия коллектива в конкурсном движении.
Проведенный анализ показывает, что 80% педагогов являются постоянными
участниками конкурсов. При этом 65% педагогов чаще выбирают участие в творческих и
онлайн-конкурсах, по сравнению с конкурсами профессионального мастерства районного,
регионального уровней.
Анализ активности педагогов по распространению педагогического опыта указывает
на достаточность мотивации к участию в мероприятиях по обобщению и представлению
профессионального опыта педагогическому сообществу.
Проблема: В связи с переходом в онлайн формат для взаимодействия участников
образовательного процесса, появилась необходимость формирования ИКТ компетенций
педагогов.
Перспективы развития:
- оснащение современными техническими средствами рабочих мест педагогических
работников;
- разработка системы повышения профессиональной подготовки и переподготовки
для умения работать в цифровой среде.
Анализ образовательной среды
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям
программ, реализуемых в ДОУ; способствует развитию познавательной сферы, сохранению
психического и физического здоровья воспитанников. Образовательный процесс строится
с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Проблема:
- в настоящее время наблюдается рост количества детей старшего дошкольного
возраста с проблемами в речевом развитии, усвоении сенсорных эталонов, моторных
навыков, формировании высших психических функций;
- недостаточность в организации образовательного пространства, направленное на
выявление талантов и способностей детей;
- в рамках реализации программы «Десятилетие детства в РФ» в ДОУ организована
группа детей раннего возраста. Соответственно, возникла потребность в создании
предметно-пространственной среды для детей данного возраста.
Перспективы развития:
- создать коммуникативно-насыщенную среду с использованием элементов
методики М.Монтессори начиная с младшего дошкольного возраста;
- создать модель образовательного пространства для максимального развития
способностей и возможностей ребенка в познавательной и исследовательской
деятельности;
- модернизация и совершенствование предметно-пространственной среды для детей
от 2 до 3 лет.

7

Анализ взаимодействия с семьей
Анализ взаимодействия ДОУ с семьей показал, что потребность родителей в
информации об образовательном процессе в ДОУ удовлетворена на 93%. Семьи
воспитанников могут в доступной форме получить информацию о питании, безопасности,
достижениях своих детей, конкурсном движении. Эта информация размещена на стендах
ДОУ, личных страницах педагогов на сайте учреждения.
Наблюдается активное включение родителей в практические формы взаимодействия
с педагогами: совместные проекты, акции, конкурсы. Особенно продуктивными формами
стали выставки совместных творческих работ. Результаты независимой оценки качества
образования в части показателей, характеризующих критерий «удовлетворенность
условиями оказания услуг» составляет 90 % родителей.
Проблемы:
- малоактивная позиция родителей в образовательном процессе ДОУ, связанная с
дефицитом времени;
- смешанный контингент родителей, обладающих различными целями и
ценностными ориентациями приводят к несогласованности требований педагогов и
родителей к воспитанию и развитию детей;
- потребность в адаптационных мероприятиях для детей раннего возраста, не
посещающих детский сад.
Перспективы развития:
- разнообразить формы вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс
ДОУ через привлечение к проектам; консультирование и организацию совместных
мероприятий;
- использовать информационную продвинутость современных родителей для
включения в жизнь ДОУ;
- разработать программу работы родительского клуба «Я иду в детский сад» для
родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, по адаптации детей к ДОУ.

8

Раздел 2 Концепция программы развития
Актуальность разработки
Программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской
Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные
положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея
развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного
образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех
участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей
(законных представителей). Содержание Программы развития опирается на актуальный
уровень развития ДОУ, имеющихся условий и ресурсного обеспечения (научнометодическое, материально-техническое, информационное, кадровое, финансовое),
потенциальные возможности коллектива и администрации, ожидания родителей и социума.
Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для ДОУ,
выступают:
 формирование цифровых компетенций педагогических работников;
 методическое сопровождение родителей (законных представителей);
 инновационная деятельность;
 вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, социальных
институтов и др.);
 система выявления и поддержки одарѐнных детей.
Цель Программы развития:
Проектирование образовательного пространства, обеспечивающего доступность,
повышение качества образования и воспитания.
Задачи Программы:
1. Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива в процессе
создания образовательной среды (проект «Растем вместе»)
2. Создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для
реализации их возможностей и способностей (проект «Мир возможностей»)
3. Освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными
представителями) для повышения информационной открытости и доступности ДОУ
(проект «Цифровизация»).

9

Раздел 3
Стратегия и тактика реализации
Выполнение цели и задач происходит в рамках реализации проектов: «Растем вместе», «Мир возможностей», «Цифровизация»,
обеспечивающих участие в Программе развития коллектива детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников, социума.
Проекты взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.
Цель: организовать эффективное взаимодействие
повышения качества образования в ДОУ.
Задача
Мероприятие
Организовать
в 1. В группе младшего возраста
группах зоны с создать зоны: зона практической
использованием
жизни; зона сенсорного развития;
элементов
зона
языкового
развития;
методики Марии математическая зона и наполнить
Монтессори
их практическим материалом,
соответствующим возрасту

Создать
условия
для
развития
компетентностей
воспитанников
в
сфере отношений к
миру, к людям, к
себе

1. Организация

проектной
деятельности с дошкольниками
(исследовательские,
творческие
проекты):
по
финансовой
грамотности;
по
ранней
профориентации.
2. Модернизация
предметно
–
пространственной экономической

Проект «Растем вместе»
педагогического коллектива в процессе создания образовательной среды для
Результат
Организованы четыре зоны в
группе младшего возраста и
оснащены в соответствии с их
направлением

Разработаны
проекты,
направленные
на
раннюю
профессиональную ориентацию
воспитанников
Группы
оснащены
по
зонам:
информационная, занимательно
- экономическая, деятельностно
– игровая

10

2023

2024

2025

2026

2 зоны

3 зоны

4 зоны

4 зоны

среды
в
группах
старшего
дошкольного возраста
Организация
1. Повышение профессиональных
взаимодействия
компетентностей, инновационной
педагогов
в культуры педагогов
процессе участия в 2. Обмен опыта работы на РМО:
инновационной
2.1. Презентация опыта работы по
деятельности
реализации проекта.
2.2.
Проведение
вебинара
«Влияние
коммуникативно
–
насыщенной на развитие ребенка».
2.3. Проведение педагогического
совета «Организация РППС как
условие
качества
образовательного процесса».
Привлечение
наибольшего
количества
родителей,
принимающих
участие
проектной
деятельности

Рост
профессионального
мастерства
педагогов
количество
педагогов
(%),
принявших участие в работе
инновационной площадки ДОУ.

50%

60%

70%

80%

- организация серии обучающих Количество родителей, активно
семинаров
по
организации участвующих
в
проектной деятельности;
образовательном процессе (%)
- мероприятия, способствующие
повышению
роли
семьи
в
в становлении растущей личности.

50%

60%

70%

80%

Целевая группа, на которую ориентирован проект:
1. Воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с»
2.
Педагоги МДОУ ИДС «ТЦРРд/с»
3.
Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта:
1. Родители (законные представители) воспитанников «ТЦРРд/с»
2. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Образовательные организации, обеспечивающие профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников сферы
образования

11

Проект «Мир возможностей»
Цель: создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей и способностей.
Задача
Мероприятие
Результат
2023
2024
2025
2026
Расширить спектр Изучить спрос на дополнительные Организованы
платные
1
2
3
4
образовательные
услуги
направленностей
образовательные услуги.
туристско-краеведческой,
дополнительных
Разработать
и
реализовать естественнонаучной
образовательных
дополнительного направленности.
программ
в программы
соответствии
с образования детей, в том числе, с
привлечением
ресурсов
0
1
2
3
запросом
социальных партнѐров.
родителей,
возможностями и
особенностями
детей.
Создать
Участие в открытых мероприятиях Количество
воспитанников,
40%
50%
60%
70%
организационные и различного уровня.
участвующих в мероприятиях и
методические
Подготовка
воспитанников
к конкурсах различного уровня.
условия
для конкурсам разных уровней.
развития
конкурсного
движения
среди
детей
на
различных
уровнях.
Организовать
Разработка программы работы Программа
работы
дополнительные
родительского клуба «Я иду в родительского клуба «Я иду в
услуги для детей детский сад» для родителей детей детский сад» - число детей,
раннего возраста, раннего возраста по адаптации охваченных данной услугой
не
посещающих детей к ДОУ.
детский сад.
Совершенствовать Обновление
и
пополнение Педагоги и дети обеспечены
дидактическими материалами и
ресурсное
образовательной среды ДОУ.
обеспечение
игровыми
пособиями
в

12

образовательного
процесса
через
моделирование
развивающей
предметнопространственной
среды,
направленной
на
развитие
способностей
дошкольников.

соответствии с внедряемыми
образовательными
технологиями.

Целевая группа, на которую ориентирован проект:
1. Воспитанники «ТЦРРд/с»
2. Дети от 2 до 3 лет, проживающие в шаговой доступности от МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта:
1. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
2. Родители (законные представители) воспитанников МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Администрация МДОУ «ТЦРРд/с»

13

Проект «Цифровизация»
Цель: освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными представителями) для повышения
информационной открытости и доступности ДОУ.
Задача
Мероприятие
Результат
2023
2024
2025
2026
Организация единой -приобретение
оргтехнических -процент обновленного оборудования и
10%
15%
25%
35%
информационной
средств: компьютеры, сканеры, программного обеспечения;
среды, в которой мультимедийная техника;
-создан банк обучающих программ,
1
1
1
1
будут задействованы -формирование
цифровой дидактических
и
методических
и взаимосвязаны все медиатеки.
материалов
по
использованию
участники
информационных технологий в работе
образовательных
ДОУ.
отношений.
Формирование
-повышение
компетентности - процент педагогов, повысивших ИКТ
40%
50%
60%
70%
ИКТ-компетенций
педагогических кадров в области компетентность;
Педагогов.
40%
50%
60%
70%
применения информационных и - процент педагогов, использующих в
телекоммуникационных
своей работе дистанционные и/или
технологий;
дистанционно-очные
формы
-проведение
вебинаров, взаимодействия.
конференций, конкурсов, в том
числе, онлайн.
Реализация
новых -предоставление
семьям - количество родителей, вовлеченных во
30%
40%
50%
60%
организационных
воспитанников
доступа
к взаимодействие с ДОУ в том числе, в
форм сотрудничества информационно-сервисной
цифровом пространстве;
семьи и детского сада, платформе ZOOM;
-повышена
посещаемость
и
в
том
числе
в -организация
информационной востребованность родителей (законных
цифровом
интеграции
педагогов
с представителей)
сайта
ДОУ,
пространстве.
родителями через социальные персональных страниц педагогов, групп
сети.
с целью педагогического просвещения.
Целевая группа, на которую ориентирован проект:
1. Родители (законные представители) воспитанников МДОУ «ТЦРРд/с»
2. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
3.Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта:
1. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
2. Воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Администрация МДОУ «ТЦРРд/с»
14

Раздел 4
Финансовое обеспечение Программы развития
Источник финансирования
Действия по привлечению средств
Бюджетные средства
Бюджетное финансирование ДОУ на основании плана
ПФХД
Внебюджетные средства
Доходы, полученные от оказания платных образовательных
услуг и прочие доходы, разрешенные нормативноправовыми
документами,
регламентирующими
финансово-хозяйственную
деятельность образовательного учреждения и не
противоречащие законодательству РФ
Каждый из перечисленных пилотных проектов является структурным элементом
Программы развития (2023 – 2026гг.) и оформляется отдельным документом.
План ФХД формируется ежегодно по основным статьям. Планируемое
финансирование деятельности по реализации пилотных проектов приоритетных проектов
Программы развития в 2023 – 2026 гг., которое будет получено из основных
(муниципальное задание) и дополнительных (грантовая деятельность, благотворительные
взносы, приносящая доход деятельность, при наличии) источников.
Механизмом реализации Программы развития МДОУ являются составляющие ее
проекты.
Научно – методическое и организационное сопровождение реализации проектов
Программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации,
педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и
учреждений социального партнерства.
Выбранная интеграция стратегий МДОУ будет использована в качестве основы при
постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов.

15

Раздел 5
Оценка результатов реализации Программы развития
Система организации контроля за выполнением Программы развития
предусматривает:
- составление ежегодных планов мероприятий ответственными за реализацию
отдельных проектов, представление их общественности;
- ежегодные отчеты по самообследованию ДОУ;
- освещение хода реализации Программы (в составе публичного отчѐта) на сайте
дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня
и др.;
- ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного
учреждения, родительских собраниях ДОУ.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».