Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа _Спортивные игры_ (для детей 5-7 лет)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Спортивные игры»

Выполнил: преподаватель физической культуры: Павлова М Н

Турунтаево
2023

Спорт становится средством воспитания тогда,
когда он любимое занятие каждого
В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы
здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки,
создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования
основ здорового образа жизни.
В целях достижения у детей запаса прочности здоровья, развития
двигательных способностей, улучшения физической подготовленности
разработана
дополнительная
общеобразовательная/общеразвивающая
программа «Спортивные игры» в рамках физкультурно-спортивной
направленности.
Актуальность программы.
Вопрос об укреплении и сохранении здоровья детей на сегодняшний
день стоит очень остро. Медицина отмечает следующую тенденцию увеличение числа дошкольников, имеющих различные функциональные
отклонения, хронические заболевания.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь ещё и
ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы».
В соответствии с Законом «Об образовании»
здоровье детей
относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере
образования. Их физическому воспитанию большое внимание уделяется в
Концепции дошкольного образования. «Актуальной задачей физического
воспитания, - говорится в Концепции, - является поиск эффективных средств
совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного
возраста на основе формирования у них потребности в движениях».
Формой подвижных игр являются спортивные игры - футбол,
баскетбол, настольный теннис, городки, бадминтон и др. Данная программа
может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни,
через специально организованную двигательную активность ребенка. Этим и
объясняется её актуальность.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в
настоящей программе соединены вопросы теории и практики в развитии
физических способностей детей. Исходя из этого, программа построена:

- практические, словесные, наглядные методы обучения, используемые
на занятиях, дают возможность для развития индивидуальных физических
способностей учащихся;
- технологии игровых методик в обучении расширяют кругозор,
развивают познавательную деятельность и компетентность учащихся,
формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической
деятельности;
- здоровьесберегающие технологии позволяют во время занятия
равномерно распределять между детьми различные виды деятельности;
- использование информационно - коммуникативных технологий
повышает мотивацию к занятиям, создаёт благоприятные условия для
лучшего взаимопонимания педагога и ребенка.
Занятия построены на основных педагогических принципах:
 доступности (от простого - к сложному);
 систематичности и последовательности;
 дифференцированного подхода к учащимся;
 учет требований гигиены и охраны труда;
 учет возможностей, интересов и способностей детей;
 принцип разнообразия форм обучения;
 принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Цель программы: формирование интереса и потребности детей к занятиям
физической культурой и спортом, популяризация спортивных игр среди
дошкольников.
Задачи программы.
Личностные:
 воспитывать у детей активную жизненную позицию, потребность в
здоровом образе жизни;
 воспитывать чувство ответственности и умение работать в команде;
 воспитывать нравственные качества: целеустремлённость и волю,
дисциплинированность, настойчивость и умение мобилизовать в
нужный момент свои физические силы.
Мета предметные:
 формировать мотивацию личности к познанию, занятиям физической
культурой;
 развивать у детей основные двигательные качества: силу, ловкость,
быстроту движений,
скоростно-силовые качества,
меткость,
выносливость;
 развивать внимание и координацию;
 развивать гибкость и выносливость.

Предметные:
 воспитывать интерес к систематическим занятиям физическими
упражнениями и спортивным играм;
 обучать жизненно - важным двигательным навыкам и умениям;
 овладевать практическими приёмами выполнения элементов
спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис,
бадминтон, городки;
 ознакомить детей с основными знаниями техники безопасности.
Отличительные особенности программы.
Программа «Спортивные игры» модифицированная.
Теоретической основой её создания являются игры и упражнения из
программы О. Литвиновой «Система физического воспитания в ДОУ».
Отличительной особенностью настоящей программы является то, что
занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых
упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать
интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений
с мячом.
Новизна программы
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции
учебно-воспитательного процесса и кружковой работы. Особое внимание
уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе
высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности
способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и
т.п.
Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей
физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных
качеств, чувства коллективизма. Программа разработана с учетом
особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их
физической подготовленности.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для
развития физических способностей. Возраст 5-7 лет характеризуется
активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см.
Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный
опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности.
Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь
необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки
имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и
конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей
рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство
физических упражнений. Углубляются представления детей о здоровье и
здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего
необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий
спортом, утренней гимнастики.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В
течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы
- возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на
возможностях само регуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте
становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро
утомляется.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание.
Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного
темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол, футбол
и волейбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела,
предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении
отдельных упражнений с мячом, способны на самый простой анализ.
Элементарные действия игры в баскетбол, футбол и волейбол должны более
широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах
детского сада.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на период
обучения и необходимых для освоения программы стартового уровня 34час в год. Продолжительность освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Особенности организации образовательного процесса.
Для
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной/
общеразвивающей программе «Спортивные игры» принимаются все
желающие
(не
имеющие
медицинских
противопоказаний)
без
предварительного отбора. Количество детей в группе - 15. Состав группы
разновозрастной, постоянный. Группы комплектуются в начале учебного
года.
Режим занятий.
Занятия проходят 1 раз в неделю. Их продолжительность составляет
25-30минут.

Планируемые результаты.
Личностные.
У учащихся будут воспитаны:
 активная жизненная позиция, потребность в здоровом образе жизни;
 чувство ответственности и умение работать в команде;
 нравственные
качества:
целеустремлённость
и
воля,
дисциплинированность, настойчивость и умение мобилизовать в
нужный момент свои физические силы.
Мета предметные:
У учащихся будут развиты:
 мотивация к познанию, занятиям физической культурой;
 основные двигательные качества: сила, ловкость, быстрота движений,
скоростно-силовые качества, меткость, выносливость;
 внимание и координация;
 гибкость и выносливость.
Предметные:
 воспитан интерес к систематическим занятиям физическими
упражнениями и спортивным играм;
 обучены жизненно - важным двигательным навыкам и умениям;
 обучены практическим приёмам выполнения элементов спортивных
игр: волейбол, баскетбол, футбол, ознакомлены с основными знаниями
техники безопасности.
Формы аттестации: опрос, собеседование, практическая работа, викторина,
практический показ, зачет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, материал тестирования, анкетирования, фото, отзывы детей и
родителей, аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, методическая
разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие, соревнование, отчет итоговый.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия должны проходить в светлом, хорошо проветриваемом
помещении (спортивный зал) или на детской площадке, в зависимости от
времени года.
Оборудование и спортивный инвентарь:
 Мячи: баскетбольные, мини-футбольные, волейбольные.
 Сетка для переноса и хранения мячей.
 Щит баскетбольный тренировочный.
 Волейбольная сетка.

Аптечка медицинская
 Секундомер.
Мультимедийное оборудование:
 Ноутбук.
 Мультимедийный компьютер.
Информационное обеспечение.
 Иллюстрированная литература по направлению.
 Подборки иллюстраций, открыток, рисунков по темам программы.
 Видеоматериалы по спортивным играм.
Перечень Интернет-ресурсов
 http://zdd.1september.ru/ - газета «Здоровье детей».
 https://infourok.ru
 http://sportrules.boom.ru/ - правила различных спортивных игр.
Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования,
реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную
общеразвивающую программу «Спортивные игры».

Учебный план
(первый год обучения, стартовый уровень)
№
п/п

Название раздела

Количество часов
Теория
Практика

1.

1

2

2.

1
Вводное занятие.
Основные виды спортивных игр.
Понятие о технике
безопасности.
1
Играем в футбол.

6

7

Практический
показ,
практическая
работа,
опрос.
Зачет

3

Играем в баскетбол.

1

8

9

4.

Играем в волейбол.

1

8

9

5

Подвижные игры и эстафеты.

-

5

5

6.

Итоговое занятие.

-

2

2

Практический
показ,
практическая
работа,
опрос.
Зачет
Практический
показ,
практическая
работа,
опрос.
Зачет
Практическая
работа
Зачет
(соревнование)

30

34

Итого: 4

Всего

Формы
аттестации/
контроля
Собеседование
Практическая
работа

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория: Основные виды спортивных игр. Понятие о технике безопасности,
правилах поведения на занятиях, обращение с инвентарем. Правила
соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Места занятий.
Правила личной гигиены. Рассказ и показ разных мячей.
Практика: Просмотр видеоматериалов о спортивных играх: футбол,
волейбол, баскетбол. Подвижные игры и игровые упражнения: «Два
Мороза», «Краски», «Перемена мест», «Погоня», «Мыши и кот» и др.
Входной контроль.
Раздел 2. Играем в футбол (25 ч.).
Теория: Знакомство с игрой в футбол, историей её возникновения. Тактика
игры в футбол. Тактика нападения, защиты. Тактика вратаря. Техника
безопасности на занятиях.
Практика: Простейшие технико-тактические действия с мячом (ведение,
удар, передача, обводка). Техника передвижения. Удары по мячу головой,
ногой. Остановка мяча. Ведение мяча бегом в прямом направлении. Ведение
мяча змейкой. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за
боковой линии. Техника игры вратаря. Индивидуальные действия без мяча, с
мячом. Индивидуальные и групповые действия. Игра в футбол по
упрощённым правилам.
Раздел 3. Играем в баскетбол (21ч).
Теория: Знакомство с игрой в баскетбол, историей её возникновения.
Техника безопасности на занятиях.
Практика: Обучение технике спортивной игры: стойка баскетболиста,
передвижение по площадке, остановки шагом, повороты. Техника нападения
и защиты. Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание
способов передвижений.
Отработка умения действий с мячом: передача мяча двумя руками от
груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение
мяча правой рукой с изменением направления, при противодействии другого
игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от
плеча. Обманные движения. Обводка соперника. Групповые действия.
Взаимодействие игроков. Игра в баскетбол по упрощённым правилам.
Раздел 4. Играем в волейбол (21 ч.).
Теория: Знакомство с игрой в волейбол, с историей её возникновения.
Техника безопасности на занятиях.

Практика: Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки.
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность.
Встречная передача. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача
сверху. Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя
руками. Блокирование. Групповые действия игроков. Взаимодействие
игроков передней линии при приеме от подачи. Командные действия. Прием
подач. Расположение игроков при приеме. Игра в волейбол по упрощённым
правилам.
Раздел 5. Подвижные игры и эстафеты ( 10ч.).
Практика: Подвижные игры: «Играй, играй, мяч не теряй», «Обгони мяч»,
«10 передач», «За мячом», «Займи свободный кружок», «Мотоциклисты»,
«Проведи мяч», «Вокруг себя».
Игры «Бросание мяча в парах», «Метко в корзину», «Мяч ловцу», «Мяч
капитану», «Мяч в кругу», «Пробеги с мячом». Эстафеты.
Раздел 6. Итоговая аттестация (2ч.).
Практика: Контрольные игры и соревнования. Итоговая аттестация. Зачет.

Освоив стартовый уровень программы, дети должны знать:
 историю зарождения спортивных игр: баскетбола, волейбола и
футбола( Презентации Детей)
 правила ведения счета в баскетболе, волейболе и футболе;
 значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных
упражнений;
 элементарные спортивные термины;
 правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

Освоив стартовый уровень программы, дети должны уметь:
 играть в спортивные игры с соблюдением упрощённых правил.
Футбол:
 вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по
извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их;
 выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель;
 останавливать (принимать) мяч во время передачи.
Баскетбол:
 отбивать (вести) мяч на месте двумя руками и одной;
 вести мяч в движении, продвигаясь между предметами, с поворотами,
бегом;
 вести и передавать мяч друг другу;
 забрасывать мяч в баскетбольное кольцо.
Волейбол:
 прокатывать мяч одной и двумя руками, из разных исходных
положений;
 бросать мяч вверх, об пол, в цель, на дальность (из разных исходных
положений) и ловить его двумя и одной рукой;
 перебрасывать мяч через сетку снизу, от груди, сверху, с отскоком от
пола двумя руками;
 бросать мяч в стенку и ловить его;
 бросать мяч друг другу.

Методическое обеспечение программы
Развитию самостоятельности в дошкольном возрасте хорошо
содействует организация занятия по обучению спортивных игр, спортивных
соревнований и спортивных праздников. Для полной реализации спортивнооздоровительного направления деятельности учащихся особое внимание
требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у детей
дошкольного возраста. Для формирования привычки к здоровому образу
жизни дошкольников необходима совместная работа педагога с родителями,
психологической и медицинской службой, администрацией детского сада.
В основу методики обучения игре различным спортивным играм,
положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий
эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты.
- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, поддержка, похвала,
положительный эмоциональный настрой);
- наглядный (показ педагогом способа действий, демонстрация,
рассматривание);
- практический (самостоятельная музыкальная деятельность детей,
экспериментирование);
- игровой метод.
Цикл занятий представлен блоком ознакомительных занятий с играми
«Футбол», «Баскетбол», «Волейбол»,
историей их возникновения,
разнообразным сочетанием спортивных упражнений, заданий, эстафет,
подвижных игр, посредством которых дети смогут научиться играть в
вышеуказанные спортивные игры. В основу методики обучения игре
спортивным играм положена игровая форма проведения занятий. В
образовательном процессе используются следующие технологии:
- ролевые игры;
- работа в группах;
- работа в парах сменного состава.
Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть
включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ
техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и
упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа
выполнения упражнений педагогом. Во время практических занятий
применяются разнообразные методы ведения тренировки. Оценка
результатов освоения программы проходит в виде сдачи зачетов, экспресстестов-упражнений.

Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуальная;
- командная
Основная форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятий:
.
Принципы и подходы к реализации программы:
- систематичность – занятия должны проводиться регулярно, в определенной
системе, потому что регулярные занятия дают больший оздоровительный
эффект, чем эпизодические;
- доступность - физическая нагрузка на занятиях должна быть доступна
детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности;
- активность – так как основной формой деятельности дошкольников
является игра, необходимо использовать, как можно больше игр и игровых
упражнений, благодаря которым, процесс обучения элементам спортивных
игр становиться разнообразными и интересным для детей;
- наглядность - для успешного прохождения материала объяснение должно
сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях необходимо
использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты, инвентарь и т.д.);
- последовательность и постепенность - во время обучения детей элементам
спортивных игр и легким упражнениям должны предшествовать более
сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только
после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения
предыдущих упражнений. Обучение нужно начинать с освоения несложных
движений.
Отношения между участниками педагогического процесса строятся на
основе реализации принципов гуманистической педагогики развития,
педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностноориентированного стиля педагогического общения, предоставлении ребёнку
самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности, прежде
всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у
ребёнка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.

Педагогические технологии
К числу современных образовательных технологий, применяемых при
реализации данной программы, можно отнести:
 Личностно - ориентированная технология (И. С. Якиманская).
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных
условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В первую очередь это проявление уважения к личности каждого
ребенка, доброжелательное внимание к нему:
- обращение с детьми ласково, с улыбкой;
- стремление установить доверительные отношения, внимание к настроению
ребенка, его желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрение самостоятельности в выполнении режимных процедур, учет
индивидуальных особенностей ребенка.
 Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.).
Главная цель игровой технологии - создание полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и
уровня развития детей.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным.
Игра активизирует детей, повышает познавательный
интерес,
вызывает эмоциональный подъём,
способствует развитию
творчества.
 Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов).
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение
ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него
необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Особое значение в данном контексте
имеют: образовательные
технологии (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностноориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу
жизни
(технологии
использования
физкультурных
занятий,
коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки гимнастики»,
проблемно-игровые, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального
воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).
 Информационно-коммуникативная технология (Е.В. Астахова).

Цель: формирование навыков работы с полученной информацией,
развитие творческого мышления, мотивация к обучению. Применение
информационной технологии помогает в подготовке гимнастических
композиций, устранению недостатков в исполнении и совершенствовании
навыков исполнительского уровня.
 ТРИЗ-педагогика (Г.С. Альтшуллер).
Цель ТРИЗ-педагогики - всестороннее развитие творческих
способностей ребёнка.
ТРИЗ-педагогика
является
универсальным
инструментарием,
применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности,
режимных моментов; позволяет раскрыть индивидуальность каждого
ребёнка; помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных
целей; стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой,
практической, художественной деятельности.
 Технология дифференцированного обучения (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов,
И.В. Закатова).
Дифференцированный подход в обучении – это создание
разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью
учёта их особенностей.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его
возможностей, способностей, особенностей. Основная
задача
данной
технологии - дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его
потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и
личностных качеств.
Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков
самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям,
которым необходимо дополнительное внимание.

Алгоритм учебного занятия
Примерное построение занятий по программе:
1. Организационная часть: подготовка рабочего места, спортивного
инвентаря, необходимого для занятия. Тема занятия, правила по
технике безопасности и охране труда, настрой на учебную работу.
2. Теоретическая часть: повторение и объяснение материала.
3. Практическая часть: выполнение учащимися задания.
4. Подведение итогов занятия: разбор действий учащихся. Информация.
Уборка спортивного инвентаря.
5. Рефлексия.
В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные
и развивающие задачи. Конечный результат занятия при прочих равных
условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться
поставленные задачи.

Базовые нормативно-правовые
разработке программы:

документы,

учитываемые

при

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ,
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №
1008),
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (утверждено постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
 Общие требования к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и
молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на
финансовое
обеспечение
выполнения
государственного
(муниципального)
задания
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным
(муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства
образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
 О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
 Примерные требования к программам дополнительного образования
детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования
и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
 Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ
Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),

 Об изучении правил дорожного движения в образовательных
учреждениях
Московской
области
(Инструктивное
письмо
Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825
– 13 в/07).
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008),
 Устав МУ ДО ЦДТ (Приказ комитета по образованию Администрации
города Подольска от 14.04.2015 г. №412).

Список литературы для педагога
 Волошина Л.Н., Играй на здоровье! Программа и технология
физического воспитания детей 5-7 лет. – АРКТИ, 2014.
 Галицкий А., Марков О., «Азбука бадминтона». – М., СПб.:
«Издательство «Детство - Пресс»2014.
 Кириллова Ю. А., Сценарии физкультурных досугов и спортивных
праздников для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: «Издательство «ДетствоПресс», 2015.
 Кук М., Сто одно упражнение для юных футболистов – М; АСТ; 2016.
 Фомина А.И., «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском
саду» - М: Просвещение, переизд. 2014.

Список литературы для учащихся и родителей
 Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений;
Владос - Москва, 2017.
 Степаненкова Э. Я., Сборник подвижных игр. - СПб.: Речь, 2016.
 Пирсон Алан, Хокинс Дэвид Школа мгновенной реакции, ловких
движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей;
АСТ, Астрель - Москва, 2014.

Приложение.
Примерные игры, используемые на занятиях
«Играй, играй мяч не теряй».
Задачи: учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические
качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не
мешая товарищу, находить свободное место на площадке.
Описание игры. Все дети располагаются на площадке и каждый играет с
мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как
можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко.
Игра повторяется.
Варианты. После сигнала педагога все игроки должны правильно держать
мяч или принять стойку баскетболиста.
Методические указания. Перед игрой педагог называет движение с мячом,
которые дети могут выполнять.
«10 передач».
Задачи: учить детей передавать - ловить мяч, развивать умения
согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь
товарищу правильно выполнять движения.
Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от
друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг
другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает
пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.
Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч
необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне
груди.
«Обгони мяч».
Задачи: учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед
командой.
Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды
становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После
сигнала педагога водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а
сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч
передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое
место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не

обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее
закончившая игру.
«За мячом».
Задачи: учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать
умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед
командой.
Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится
на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3
метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против
стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец
противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч
напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается, пока все
игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.
Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи
мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по
тому направлению, куда они бросали мяч.
«Ловец с мячом».
Задачи: учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой
бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность
и справедливость.
Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один
из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это
удаётся, то тот, кого он задел, становится водящим, а водящий игроком.
Методические указания. Вначале роль водящего выполняет педагог, а в
дальнейшем - ребёнок, свободно управляющий мячом.
Примечание. Во время игры учить детей вести мяч в правильной стойке
правой и левой рукой в беге, меняя направления и скорость передвижения.
«Мотоциклисты».
Задачи: учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой
бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность
и справедливость.
Описание игры. На площадке очерчивается улица шириной 2-3 метра и
длинной 4-5 м. Все дети - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по
площадке. Посередине улицы стоит регулировщик. Он зеленым и красным
флажком регулирует движение на улице. Если регулировщик показывает
красный флажок, мотоциклист, доехавший до улицы, останавливается, но

мотор не выключает - он ведет мяч на месте. Если регулировщик поднимает
зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки провести мяч бегом. Движение по улице проходит в одном направлении.
Примечание. Во время игры обращать внимание на ведения мяча на месте и в
движении, приучать детей видеть площадку. Через определенное время
подавать сигнал для того, чтобы дети меняли руки.
«Пять бросков».
Задачи: учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность
движений, воспитывать честность и справедливость.
Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины.
По сигналу педагога все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто
быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.
Примечание. По ходу игры учить детей бросать мяч в корзину способом —
броски двумя руками от груди.
«Метко в кольцо».
Задачи: учить броску мяча от груди и ведению мяча.
Описание игры. Дети распределяются на площадке и становятся в середине
её на указанное место. У одних в руках мяч, и они по сигналу педагога ведут
мяч к щиту, останавливаются и бросают двумя руками от груди, ловят мяч и
передают его следующему игроку по команде. Побеждает команда, забившая
больше мячей.
Примечание. Во время игры учить сочетать ведение, остановку и броски
мяча в корзину, воспитывать ответственность и выдержку.
«Мяч капитану».
Задачи: учить применять в игре разнообразные движения с мячом,
согласовывать свои действия с действиями партнера.
Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается
капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой
площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются
перехватить мяч и передать его своему капитану.

Утверждаю:
ЗАВЕДУЮЩАЯ МДОУ Црр- Д.САД
__________ .
«____» ___________2019 г.
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная/ дополнительная общеразвивающая
программа «Спортивные игры»
(стартовый уровень)
год обучения:1
группа:1
№ Месяц Число
Время
Кол-во
Тема занятия
Форма контроля
п/п
проведения часов
занятия
1.
1
Собеседование
Вводное занятие.
Основные виды
спортивных игр.
Понятие о ТБ,
правилах поведения
на занятиях,
обращение с
инвентарем.
1
Рассказ и показ
Опрос,
разных мячей.
практическая
Просмотр
работа
видеоматериалов о
спортивных играх.
Подвижные игры и
игровые
упражнения.
ИТОГО
2
2.
Опрос,
Играем в футбол.
1
Знакомство с игрой практическая
в футбол, историей
работа,
её возникновения.
практический
Тактика игры в
показ
футбол.
Простейшие
Практическая
0.5
действия с мячом
работа
(ведение мяча по
прямой, ЗМЕЙКОЙ)
Простейшие
Практическая
05
технико-тактические работа
действия с мячом

0.5

0.5

(передача, обводка).
Техника
передвижения.
Ведение мяча бегом
в прямом
направлении.
Передача мяча друг
другу ударом ноги.
Удары мячом в
ворота ногой.

0.5

0.5

0.5

0.5

1
ИТОГО
3.

Остановка мяча.
Отработка приёмов
ведения мяча.
Обманные
движения. Отбор
мяча.
Индивидуальные
действия без мяча, с
мячом.
Отработка основных
приёмов игры в футбол

6 часов
1
Играем в
баскетбол.
Знакомство с игрой
в баскетбол,
историей её
возникновения. ТБ
на занятиях.
1
Обучение технике
спортивной игры:
передвижение по
площадке.
1
Обучение технике
спортивной игры:
остановки шагом,
повороты.
1

Техника

Практическая
работа
(наблюдение,
упражнение)
Практический
показ,
практическая
работа
Практическая
работа,
практический
показ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа,
практический
показ
Практическая
работа ,зачет.
Опрос
ПРОСМОТР
ВИДИО

Практическая
работа,
практический
показ
Практическая
работа,
практический
показ
Практическая

0.5

0.5

1

0.5

0.5
1

ИТОГО
4.

передвижения.
Повороты в
движении.
Отработка умения
действий с мячом:
передача мяча двумя
руками от
груди и одной рукой
от плеча.
Отработка умения
действий с мячом:
ведение мяча правой
рукой с изменением
направления, при
противодействии
другого игрока.
Броски мяча в
корзину двумя
руками от груди и
одной рукой от
плеча.
Обманные
движения, обводка
соперника.
Отработка умения
действий с мячом.
Групповые
действия.
Взаимодействие
игроков.
Игра в баскетбол по
упрощённым
правилам.

работа,
практический
показ
Практическая
работа,
практический
показ

Играем в волейбол.
Знакомство с игрой
в волейбол, с
историей её
возникновения. ТБ
на занятиях.
Действия с мячом.
Передача мяча

Опрос
ПРОСМОТР
ВИДИО

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

8
1

0.5

Практическая
работа,

двумя руками.
0.5
1

1

1

1

1

1
ИТОГО
5

8
0.5
0.5

0.5

0.5

0.5
0.5
0.5

Передача мяча
двумя руками.
Передача на
точность. Встречная
передача.
Подача мяча:
нижняя прямая,
нижняя боковая,
подача сверху.
Прием мяча: сверху
двумя руками, снизу
двумя руками.
Командные
действия. ИГРА
ЧЕРЕЗ СЕТКУ

практический
показ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа,
практический
показ
Практическая
работа
Практическая
работа,
практический
показ
Практическая
работа

Приём подач.
Расположение
игроков при приёме.
Игра в волейбол по Практическая
упрощённым
работа
правилам.
Зачет
Подвижные игры и Практическая
работа
эстафеты.
«Играй, играй, мяч
Практическая
не теряй», «Обгони
работа
мяч».
«10 передач»,
Практическая
«Мотоциклисты».
работа,
практический
показ
«За мячом», «Займи Практическая
свободный кружок». работа,
практический
показ
«Проведи мяч»,
Практическая
«Вокруг себя».
работа
Игры «Бросание
Практическая
мяча в парах».
работа
«Метко в корзину», Практическая
«Мяч ловцу».
работа

0.5

1
ИТОГ
6

ИТОГО

5
1

34

«Мяч капитану»,
«Мяч в кругу»,
«Пробеги с мячом».
Эстафеты.
Эстафеты.
Итоговая
аттестация:
Контрольные игры и
соревнования.

Практическая
работа
Практическая
работа
Зачет
Итоговый контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».