парциальная программа ФЭМП

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
(ФЭМП у дошкольников)

Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ................................................................................................................ 3
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................ 3
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ................................................................................................................. 4
1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ ....................... 4
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................................... 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................... 6
2.1 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ........................................................................ 6
ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ....................................................................................................... 6
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ........................................................................................... 6
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ ........................................................................................................... 6
ВЕЛИЧИНА ................................................................................................................................. 7
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ ................................................................................ 7
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ .......................................................................................... 8
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ .................................................................. 8
ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.......................................................... 8
2.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ........................................................................... 9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................... 12
3.1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ............................. 12
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
....................................................................................................................................................... 12
3.3 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.............................................................................................. 13

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование
преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его
умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее
время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения
в начальной школе. Не отстает от школы и дошкольное образование. Министерством образования и науки
Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования и Федеральная образовательная
программа (ФОП).
Стандарт предусматривает, что содержание основной образовательной про граммы любого детского сада
в Российской Федерации — государственного, муниципального или частного — должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей (образовательные области):







социально коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.

Таким образом, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной
частью любой общеобразовательной программы.
Познавательное развитие в том числе предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет,
размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение
и покой, причины и следствия и др.).
Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное
развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников.
В основе сенсорного развития лежит чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдения.
Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания. Чувственное восприятие
формирует представления — образы предметов, качественные и количественные признаки, их свойства.
Чем более разнообразными будут все эти представления, тем легче будут формироваться
интеллектуальные познавательные способности детей, в основе которых лежит мышление — высшая
форма творческой активности человека.
Развитие познавательных способностей обеспечит эффективность процесса познания, основанного на
доступном учебном материале. Материал, используемый в программе «ФЭМП у дошкольников»,
представляет собой комплексную систему игр, заданий, упражнений, постановок, олимпиад,
физкультминуток и обеспечивает постоянное включение малышей в процесс активизации
познавательных процессов. Сформированность познавательных процессов обеспечит развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, будет способствовать формированию
элементарных математических представлений и формированию целостной картины мира, расширению
кругозора детей.
Программа ставит своей целью не столько развитие знаний, умений и навыков детей, сколько их
гармоничное развитие, учитывающее необходимость ориентации на опережающие задачи развития
образования. Эти задачи нацелены на развитие, воспитание и обучение детей, которые вступят в
самостоятельную «взрослую» профессиональную жизнь через 15– 20 лет. При этом нет (и не может быть
при столь стремительных изменениях в нашей сегодняшней жизни) четко и достоверно описанной модели
будущего, к которому мы стремимся подготовить ребенка. В ситуации неопределенности,
3

характеризующей наше время, актуальными становятся не объем базовых знаний, а умение человека
самообучаться, дообучаться в течение всей жизни, приобретая новые компетенции, необходимые для
успешности в любой деятельности. Следовательно, нашей — педагогов и родителей — задачей в
настоящее время является создание у детей той базы, которая формирует потребность в постоянном
саморазвитии, прежде всего — в развитии познавательных способностей.
Программа «ФЭМП у дошкольников» разработана на основе:
1. Математические ступеньки Е. В Колесникова «ФЭМП у дошкольников»;
2. Математика в детском саду В. П Новикова;
3. Календарным графиком МДОУ ТЦРР д с;
4. Учебного плана МДОУ ТЦРР д с.
Реализация программы «ФЭМП у дошкольников» осуществляется в рамках образовательной
деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения
занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, творческих мастерских старшей (5-6) . В
течение года с детьми старшей группы 34 занятия (1 раз неделю, 25 мин.).

1.2 Цели и задачи
Цель программы «ФЭМП у дошкольников» — всестороннее развитие детей 3–7 лет,
формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и
обучению в течение всей жизни, развитие необходимых элементарных математических представлений,
решение проблемы адаптации к школе.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Образовательных:
– формирование и развитие графических навыков и умений;
– формирование и развитие навыков счета и знакомство с понятием числа;
– формирование геометрических понятий и отношений;
– формирование и развитие пространственных и временных представлений;
– знакомство с понятием «величина» и ее измерением;
– формирование и развитие основ конструирования и моделирования;
– формирование и развитие исследовательской и экспериментальной деятельности.
2. Развивающих:
– развитие основ игровой деятельности;
– развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение,
абстрагирование, сериация);
– развитие познавательных интересов;
– развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала;
– развитие интереса к предмету;
– развитие правильной, точной, лаконичной математической речи.
3. Воспитательных:
– воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;
– воспитание воли, терпения, настойчивости;
– воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и
чувства товарищества;
– воспитание патриотизма и любви к Родине, преданности ей.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа «ФЭМП у дошкольников» построена на следующих принципах:
1. Принцип единства развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение
направлено на формирование не только умений и навыков, но и нравственных и этических качеств
личности.
2. Принцип научности содержания и методов познавательного процесса отражает взаимосвязь
между научными знаниями и практикой общества и требует, чтобы содержание обучения знакомило детей

4

с научными фактами, теориями, законами. Воплощается в Программе в виде отбора изучаемого
материала.
3. Принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых в Программе понятий. Каждое
новое понятие должно быть органически связано как с рассмотренными ранее, так и с последующими, т.
е. программа курса должна представлять собой систему взаимосвязанных понятий.
4. Принцип наглядности представляет единство конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. Это принцип,
требующий целесообразного привлечения чувств к восприятию и переработке познавательного
материала.
5. Принцип доступности познания предполагает, что познавательный материал должен строиться с
учетом развития дошкольников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических
перегрузок. Необходимо учитывать такие требования дидактики, как переход от легкого к трудному, от
известного к неизвестному, ясность и четкость изложения познавательного материала, связь изучаемого
с жизненным опытом детей, использование практической работы и средств наглядности.
6. Принцип преемственности обеспечивает целенаправленный образовательный процесс ребенка
по возрастам и подготовку к изучению математики в школе, требует формирования и развития
математического мышления и подготовки к пониманию модельного характера математической науки.
7. Принцип связи обучения с жизнью обозначает, что умения и навыки, полученные детьми в
процессе познавательной деятельности по Программе, должны использоваться ими при решении
практических задач в повседневной жизни.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов
познавательной деятельности предполагает использование различных форм деятельности (беседа,
рассказ, объяснение, различные виды игр, работа в рабочих тетрадях, конструирование, моделирование,
исследование, экспериментирование и др.) и различных форм организации детей (групповые,
подгрупповые и индивидуальные).

1.4 Планируемые результаты
Программа «ФЭМП у дошкольников» предусматривает, что планируемые результаты
подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые результаты конкретизируют требования
ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты учитывают, что целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Результаты ФЭМП у дошкольников 5-6 лет
 научились считать до 10 в прямом и обратном порядке;
 знают графическое знание цифр в пределах10;
 умеют соотносить количество предметов с цифрой;
 умеют отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;
 умеют сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;
 знают порядковый счёт в пределах 10;
 умеют составлять число из единиц;
 знают названия геометрических фигур и различать их: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, ромб, трапеция;
 умеют сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;
 умеют ориентироваться в пространстве;
 знают и называть части суток, времена года, дни недели, месяцы;
 знают, что такое календарь и их виды.
5

 умеют конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера,
блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу, по схеме, по собственному замыслу
детей и по памяти.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Основные разделы программы
Графические задачи
Программа предусматривает выполнение графических задач в рабочих тетрадях для каждой
возрастной группы детей. С каждым годом познавательной деятельности сложность и насыщенность
графических заданий и упражнений увеличивается, чему соответствуют задания в рабочих тетрадях.
Выполняя работу в рабочих тетрадях, дети рисуют точки, палочки, узоры, орнаменты, кривые и
ломаные линии, штрихуют и раскрашивают. Срисовывают контуры, фигуры, предметы по клеточкам и по
точкам в одинаковых и разных масштабах, дорисовывают недостающие части предмета, ориентируясь на
образец. Рисуют предметы в зеркальном отображении. Выполняют различные виды графических
диктантов.
Схематично изображают детали модели и целую модель. Рисуют предметы по памяти, по
воображению и по инструкции. Ориентируются по плану, в лабиринте, в клетчатом пространстве тетради,
на листе бумаги и в книге. Выделяют клетку, сторону и столбик клеток, называют стороны, углы и
основные точки клетки. Графически изображают направление движения.

Геометрические понятия
Дети знакомятся с плоскими геометрическими фигурами: треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник, овал, трапеция, параллелограмм, многоугольник. Выделяют свойства и отличительные
особенности фигур. Усваивают понятия: окружность, полукруг, центр круга, центр окружности,
внутренняя и внешняя часть фигуры, границы фигуры. Находят одинаковые и похожие фигуры.
Сравнивают между собой фигуры по различным признакам (форма, цвет, величина). Выделяют
«лишнюю» фигуру из группы, не подходящую по каким-либо признакам. Проводят классификацию и
сериацию геометрических фигур.
Делят целые фигуры на равные и неравные части. Собирают целые фигуры из 8–12 частей.
Находят предметы в окружающем мире, имеющие форму геометрических фигур. Выкладывают дорожки
из фигур, меняя 1–3 признака. Собирают фигуры из различного материала, выполняют орнаменты, узоры,
сюжетные картинки из геометрических фигур и видоизменяют их.
Знакомятся с простейшими геометрическими представлениями: точка, луч, угол (виды), отрезок,
линия (виды). Учатся правильно называть и чертить их. Копируют кривые и ломаные линии.
Знакомятся с ученической линейкой и мерами длины (мм, см, дм, м). Измеряют и сравнивают
длину отрезков и сторон фигур при помощи линейки. Чертят отрезки заданной длины. Знакомятся и
правильно называют объемные фигуры: шар, куб, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед
(брус). Находят в окружающем мире предметы, имеющие их форму.

Количество и счет
Сравнивают предметы по различным признакам с постепенным выделением количественных
характеристик. Происходит формирование числовых представлений на основе сравнения групп
предметов по количеству.
Знакомятся с понятиями: множество, подмножество, элементы множества, объединение и
пересечение множеств; сравнивают множества предметов путем установления взаимно-однозначного
соответствия. Уравнивают множества различными способами, знакомятся с понятиями: один (одна, одно),
много, больше, меньше, одинаковое количество; выполняют предметные действия с совокупностями.
Выделяют один или несколько предметов из группы.
6

Знакомятся с символом числа — цифрой. Соотносят число, цифру с количеством предметов и
наоборот. Знакомятся с количественным и порядковым счетом (в младшей группе — до 5; в средней,
старшей группах — до 10; в подготовительной группе — до 20).
Знакомятся с понятиями: мало, много, столько же, поровну, больше на... меньше на... Считают
предметы в разных направлениях: слева направо; справа налево; сверху вниз, снизу вверх. Понимают, что
количество предметов в группе не зависит от направления счета, расстояния между предметами, от
размера, цвета и формы самих предметов.
Знакомятся с нуме рацией элементов множества, с образованием и называнием числа. Знакомятся
с понятиями: натуральный ряд чисел, числовой отрезок; с местом каждого числа в нем (также числа 0).
Используют способ получения чисел путем присчитывания и отсчитывания по единице. Сравнивают
числа. Знакомятся с математическими знаками: «<», «>», «=», «=», «+», «-»; способами выполнения
арифметических действий.
Решают примеры и задачи (до 20), записывают равенства и неравенства. Читают записанные
примеры, равенства и неравенства. Используют в речи понятия: последующее, предыдущее, последнее,
предпоследнее, четное, нечетное число. Считают двойками до 20, тройками до 21, сравнивают числасоседей. Обобщают значения (здесь всех предметов по 2, по 3.)
Придумывают задачи по картинкам и сами их решают. Составляют число из единиц и из двух
меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

Величина
Дети наблюдают и выделяют различные свойства и качества предметов, устанавливают
взаимосвязи между ними, познают закономерности и материально преобразуют их.
Сравнивают предметы по величине: длине, массе, емкости, площади, скорости, силе звука,
используя методы наложения и приложения, прием попарного сравнения, выделяют из группы предметов
один или несколько по заданным признакам. Находят «лишние» предметы в группе, не подходящие по
каким-либо признакам. Классифицируют предметы по одному или нескольким признакам. Выстраивают
ряд предметов с постепенным изменением величины.
Знакомятся с различными условными и стандартными мерами и используют их для измерения
величин предметов; отмеряют «больше на», «меньше на», «столько же». Сравнивают предметы на глаз
(развитие глазомера). Используют счет мерок для сравнения величин.
Знакомятся с измерительными приборами (ученическая линейка, чашечные весы, песочные часы)
и используют их в практической деятельности. Знакомятся с частями (половина, треть, четверть), узнают,
что часть меньше целого, а целое больше части.
Активно используют в своей речи понятия: большой, маленький, больше, меньше, одинакового
размера; длинный, короткий, длиннее, короче, одинаковые по длине; высокий, низкий, выше, ниже,
одинаковые по высоте; широкий, узкий, шире, уже, одинаковые по ширине; толстый, тонкий, толще,
тоньше, одинаковые по толщине; легкий, тяжелый, легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые,
разные по форме, цвету, площади, объему, скорости, силе звука.

Ориентировка в пространстве
Дети определяют положение предмета по отношению к себе, к другому человеку или другому
предмету: впереди, позади, перед, за, на, над, под и т. д. Устанавливают отношения: выше — ниже, ближе
— дальше, сбоку, в центре, посередине, следом.
Определяют положение предметов в пространстве: правый — левый, справа — слева, верхний —
нижний, вверху — внизу, далекий — близкий, дальше — ближе, внутри — снаружи, на стороне, вне,
между и т. д.
Ориентируются в пространстве по плану и по словесной инструкции. Ориентируются на листе
бумаги, в книге, в клетчатом пространстве тетради.
Знакомятся с осью симметрии и зеркальным отображением. На слух выполняют графические
диктанты.
7

Знакомятся с направлениями движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх,
вперед, назад, одинаковое, противоположное направление, по часовой стрелке, против часовой стрелки).
Графически изображают направление движения.

Ориентировка во времени
Знакомятся с понятиями: временные части суток, дни недели, времена года, месяцы, год.
Определяют, какой день был вчера, позавчера, какой день сегодня, какой день будет завтра и послезавтра.
Активно используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, сейчас, потом, давно, быстро,
медленно, быстрее, медленнее.
Усваивают меры времени: секунда, минута, час. Устанавливают на макете часов заданное время,
называют уже установленное время.
Знакомятся с календарем и учатся им пользоваться. Узнают о цикличности, повторяемости
временных частей суток, дней недели, месяцев, времен года.
Работают с наглядными моделями частей суток и времен года.

Конструирование и моделирование
Собирают геометрические фигуры, орнаменты, различные предметы и сюжетные картинки из
счетных палочек, других геометрических фигур, кубиков и т. д.
Изготавливают модели из деталей и готовых частей, расчленяют модели, выделяют их составные
части, видоизменяют объекты в соответствии с поставленной задачей. Работают с ориентацией на
образец, по словесной инструкции, по плану, по теме, по воображению, по рисунку, по схемам, по
графическому изображению, на скорость.
Схематически и графически изображают модели и их части. Обсуждают последовательность
сборки, расчленения, трансформирования объекта и подводят итоги продуктивной деятельности.

Исследование и экспериментирование
Организованно наблюдают за объектами и явлениями, устанавливают связи между ними, познают
закономерности и выполняют материальные преобразования. Сравнивают предметы по одному и более
признакам.
Видоизменяют геометрические фигуры, предметы, сюжетные картинки в соответствии с
поставленной задачей. Трансформируют собранные модели по инструкции воспитателя. Используют
стандартные измерительные приборы при сравнении предметов по величине. Используют символы и
схемы при описании моделей, их пространственных и количественных характеристик. Знакомятся со
свойствами воды, воздуха и магнита.

8

2.3 Тематическое планирование
№ темы

Тема занятия

Содержание

Количество
часов.

ФЭМП для детей 5- 6 лет

1

Занятие 1

Число и цифра 1. Большой, поменьше, маленький. Месяц – сентябрь. Соединение рисунков – 1
логическая задача.

2

Занятие 2

Число и цифра 2. Знаки плюс и равно. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Ориентировка на листе бумаги.

1

3

Занятие 3

Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата
из счетных палочек. Работа в тетради в клетку. Дорисовка недостающих фигур.

1

4

Занятие 4

Числа и цифры 1, 2, 3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат. Выкладывание
квадрата из счетных палочек. Большой, поменьше, самый маленький.

1

5

Занятие 5

Счет и цифры 1,2,3,4,5. Знаки +, и =. Состав числа 5 из двух меньших. Октябрь.

1

6

Занятие 6

Число и цифра 6. Знаки = и+. сложение числа 6 из двух меньших. Длинный, короче, еще короче и
самый короткий. Сравнение, установление последовательности.

1

7

Занятие 7

Числа и цифры 4,5,6. Знаки >, <, =. Квадрат, треугольник.

1

8

Занятие 8

Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, числом.
Загадки.

1

9

9

Занятие 9

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -, дорисовывание геометрических фигур. Ноябрь.

1

10

Занятие 10

Числа и цифры 0, 4,5,6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами предметов.
Знаки >, <, -.

1

11

Занятие 11

Число и цифра 7. Знаки +, =. Математическая загадка. Порядковый счет. Часть и целое. Деление
квадрата на две и четыре части.

1

12

Занятие 12

Числа и цифры 1,2,3,4,5, 6, 7. Состав числа 7 из двух меньших. Дни недели.

1

13

Занятие 13

Числа и цифры 1 до 8. Знаки +, -. Ознакомление с месяцем .Декабрь.

1

14

Занятие 14

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на четыре части.

1

15

Занятие 15

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Положение предмета по отношению к себе и
другому лицу.

1

16

Занятие 16

Знаки >, <, Порядковый счет Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

1

17

Занятие 17

Числа и цифры 1 – 9. Высокий низкий. Дни недели. Ознакомление с названием месяца. Январь.

1

18

Занятие 18

Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат.

1

19

Занятие 19

Число 10. Выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки, работа в тетради в клетку. Различия в 1
двух похожих рисунках.

20

Занятие 20

Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат.
Дорисовка недостающих фигур.

1

21

Занятие 21

Решение задачи, соотнесение числа и цифры. Знаки+ и -. Ознакомление с названием месяца. Февраль.

1

22

Занятие 22

Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками.

1

23

Занятие 23

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Работа в тетради 1
в клетку. Круг и прямоугольник.

10

24

Занятие 24

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Знаки >, <. Дни недели.
Геометрические фигуры.

25

Занятие 25

Решение задач на сложение и вычитание. Ознакомление с названием месяца. Март. Четырехугольник 1
и шестиугольник.

26

Занятие 26

Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Большой,
поменьше, самый маленький. Треугольник. Части суток.

1

27

Занятие 27

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет. Дни недели и времена года.

1

28

Занятие 28

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, треугольник, овал.
Ориентировка на листе бумаги.

1

29

Занятие 29

Решение задачи. Круг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Ознакомление с названием месяца.
Апрель. Дорисовка предмета.

1

30

Занятие 30

Порядковый счет. Решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур. Работа
в тетради в клетку.

1

31

Занятие 31

Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, треугольник, трапеция.
Символические изображения предметов из счетных палочек Дорисовка предмета..

1

32

Занятие 32

Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Стихи о цифрах от 1 до
10. Ознакомление с названием месяца. Май.

1

33-34

Занятие 33-34

Повторение изученного. Диагностические задания. Подведение итогов.

2

ИТОГО

1

34

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методические пособия для работы с детьми 5–6 лет:
1. Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 6 лет.
2. Комплекты рабочих тетрадей:
«Количество и счет», «Упражнения и тесты в клеточках», «Учусь писать цифры»,
«Ориентация в пространстве и на плоскости», «Ювентик в стране чисел и цифр», «Думаю. Считаю.
Сравниваю», «Учимся работать с таблицами», «Формирование математических способностей».
Воспитатель вправе вносить дополнения, изменения в ход познавательной деятельности,
выбирать наиболее подходящие, по его мнению, для реализации Программы рабочие тетради.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП должна отвечать всем
требованиям ФГОС дошкольного образования, то есть быть содержательно насыщенной,
полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Содержательная насыщенность среды предусматривает наличие в ней всех необходимых
игрушек и игрового оборудования, демонстрационных и раздаточных дидактических материалов
для реализации всех разделов Программы.
Для сенсорного развития детей и реализации раздела «Графические задачи» в развивающей
среде должны быть представлены сенсорные эталоны — игрушки с разной фактурой поверхности,
разного цвета и формы, сравнимые по весу и величине. Для развития мелкой моторики и решения
графических задач нужны альбомы и тетради с графическими диктантами, с заданиями на
штриховку.
Для реализации раздела «Геометрические понятия» необходимы наборы геометрических
фигур и объемных тел, геометрические конструкторы и игры-головоломки из разных материалов.
Для освоения понятия «количество» и развития способностей к счету нам нужен
разнообразный счетный материал, в том числе природный, счетные палочки, мелкие игрушки и
предметы — матрешки, грибочки, рыбки и др., плоскостные предметные картинки для счета,
комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета, комплекты цифр и т. д. Важно,
чтобы материал был сменяемым, чтобы обеспечить вариативность среды. Счетный материал
предусматривает также полифункциональность его использования — в качестве объектов для счета
могут быть использованы любые объекты в группе, на участке детского сада.
Для реализации раздела «Величина» нам нужны трафареты, эталоны, линейки и другие
измерительные эталоны; дидактические игры для деления целого предмета на части и составление
целого из частей («Дроби», «Составь круг»).
Для развития способностей к ориентировке в пространстве могут быть полезны
разнообразные дидактические кубики, игры с макетами жизненных пространств.
Реализация раздела «Ориентировка во времени» предусматривает наличие в игровой среде
моделей числовых и временных отношений (в том числе «Числовая лесенка», «Дни недели»),
моделей различных часов, дидактических часов, календарей.
Для направления «Конструирование и моделирование» нам нужны разнообразные
конструкторы полифункционального назначения, например, конструкторы «Лего» или
12

аналогичные им; модели различных жизненных пространств, в том числе созданные детьми;
разнообразные развивающие игры (например, кубики Никитиных, блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера, игры Воскобовича).
Этот же игровой материал мы будем использовать в реализации раздела «Исследование и
экспериментирование». Для него нам также нужно игровое оборудование, позволяющее познавать
математические закономерности в практических действиях, например, рамки вкладыши
математического содержания («Геометрия: круг», «Геометрия: квадрат» и др.), весы с разновесами,
математические рычажные весы, разнообразные игры-головоломки, наборы полых геометрических
тел для сравнения по объему, математические планшеты и др.

3.3 Работа с родителями
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно
важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с
ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и
детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько
качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность
его дальнейшего обучения.
Для обеспечения высоких результатов в интеллектуальном развитии, в развитии
познавательных стремлений и способностей ребенку необходима поддержка самых важных для
него взрослых – его родителей.
Семья
играет
в
воспитании
ребёнка
основную,
важнейшую
роль.
Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического
развития детей. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные
детьми в детском саду, родители закрепляли дома.
Основными задачами образовательного учреждения по организации работы с
родителями является:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей (формирование навыков
построения познавательного общения, желания и умения оказывать поддержку познавательным
стремлениям ребенка);
- организация познавательного общения в семье;
- ознакомление родителей с современными дидактическими средствами по развитию
интеллектуальных и математических представлений.
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования
элементарных представлений детей являются:

Изучение интересов и потребностей родителей (опрос, анкетирование);

Тематические консультации;

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие
логического мышления;

Создание игротеки;

Составление памяток и рекомендаций;

Открытые мероприятия;

Совместный досуг;

Информирование родителей (папки-передвижки, ширмы)
В самом начале учебного года на первом родительском собрании родители знакомятся с
программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Следует обратить их внимание, что
именно, в этой возрастной группе, должен знать каждый ребёнок к концу учебного года.
13

Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной
деятельности,
но
и
знакомиться
с
геометрическими
фигурами,
с
понятиями «величина», «измерение», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве.
Родители должны осознавать, что необходимо больше времени и внимания уделять
развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные
действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на
верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом
порядке.
Необходимо развивать наблюдательность у ребёнка. Ситуаций, в которых родителям
предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических
знаний и умений, много.
Гуляя с ребенком можно обращать внимание на сезонные изменения в природе.
Учить сравнивать предметы по величине, высоте, ширине и т.д. Например, сравнивать дома
на улице, ширину самих улиц, размер окон, дверей.
Посчитать количество предметов (сколько собрали, сколько осталось), используя для счета
например, ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или птиц во
время прогулок, фрукты в вазе и т. д.
Учить не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество (насколько
больше или меньше).
Так же учиться сравнивать объем жидкостей: спросить ребенка, где больше воды: в
кастрюле или чайнике, чашке или стакане и т. д.
Рекомендуется родителям использовать настольные игры, которые являются хорошим
помощником в овладении счётом: лото, домино с точками, игры с кубиком.
Для закрепления временных понятий рекомендуется обращать внимание детей на действия,
которые происходят в определённые отрезки времени.
Определять самостоятельно, когда происходят те или иные события, активно
используя слова: вчера, сегодня, завтра.
Каждый день родители могут найти возможности для развития у детей ориентировки во
времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, понимать значение
таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают
внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики чаще всего наблюдаются
низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому именно
в дошкольном возрасте необходимо указать родителям на важность развития мелкой моторики у
детей, дать рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений, выполнению штриховки,
обведения по контуру, печатания цифр и узоров по клеточкам.
Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными
математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут
его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении
чередовать работу, обучение, игру, отдых. Важно, чтобы родители побуждали ребенка к
самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить. А для этого совсем не
обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные
игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно
учитывать имеющийся у него опыт и знания.
Перспективный план работы
с родителями по формированию элементарных математических представлений детей.

14

Сроки

Форма
сотрудничества

Тематика

Задачи

Сентябрь

Анкетирование

«Нужна
дошкольнику
математика?»

Октябрь

Консультация

Ноябрь

Родительское
собрание:

Декабрь

Папка- передвижка

Январь

Консультация

ли Выявление
компетентностей
родителей в вопросах использования
занимательных
материалов
для
развития
математических
представлений
дошкольников
в
образовательном процессе, а также их
готовности к освоению, изготовлению
и
использованию
развивающих
материалов
для
развития
познавательной активности детей.
«Развитие
Заинтересовать родителей в развитии
логического
логического мышления у детей.
мышления у детей
старшего
дошкольного
возраста».
«В
стране Повысить
педагогическую
занимательной
грамотность родителей в вопросах
математики»
формирования
элементарных
математических представлений у
детей дошкольного возраста.
«Дидактические
Познакомить
родителей
с
игры для проведения дидактическими играми, в которые
дома»
можно поиграть дома.

«Методические
рекомендации
развитию
логического
мышления

по

Дать родителям рекомендации как у
ребёнка можно развивать логическое
мышление.

детей
старшего
дошкольного
возраста»
Февраль

Консультация

«Развитие
Расширить представление у родителей
логического
о том как можно развивать мышление
мышления ребенка с при помощи блоков Дьенеша.
помощью
блоков
Дьенеша.»

Март

Папка- передвижка

«Логические
математические
игры»

15

Расширить представление родителей о
возможности творческих проявлений
и развития логического мышления при
обучении детей дидактическим играм

с палочками Кюизенера, логическими
блоками
Дьенеша
и
играм
головоломкам на преобразование
фигур.
Апрель

Семинарпрактикум

«Д/и по ФЭМП Расширение и углубление знаний
своими руками из родителей о пользе дидактических игр
подручных средств» по математике для интеллектуального
развития детей.

Май

Интеллектуальная
игра

«Математический
КВН»

16

Закрепить математические знания и
умения
рассуждать
логически.
Повысить
коммуникативность
родителей в процессе игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».