Парциальная программа _Юный эколог_ 3-4 года

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

Парциальная программа
по экологическому воспитанию
«Юный эколог»
Программа предназначена для детей 3-4 лет.

Разработал: Воспитатель
Руднева Г.Ю.

с. Турунтаево
2023г.

Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………….
1.1. Цели и задачи реализации программы……………………………….
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………..
1.3. Взаимодействие с семьей:………………………………………………...
2. Содержательный раздел…………………………………………………
2.1.Календарно-тематическое планирование в младшей группе………..
3.Организационный раздел………………………………………………..
3.1 Материально-техническое обеспечение программы………………...
3.2. План работы с родителями……………………………………………
3.3.Требования к подготовке детей………………………………………
Список литературы……………………………………......………………..

1.Пояснительная записка.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной
педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с
природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к
лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых
знаний.
Существующие программы
для детского сада содержат раздел по
ознакомлению с окружающим миром, в рамках которого осуществляется
познание дошкольниками разнообразия растений, животных, сезонных явлений
и т.п. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях
гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за
обитателями уголка природы. Дошкольные организации, которые уделяют
особое внимание экологическому воспитанию детей, с этой целью могут
использовать парциальную программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Основным содержанием экологического воспитания в программе «Юный
эколог» является формирование у детей осознанно-правильного отношения к
природным явлениям и окружающим объектам. Осознанно-правильное
отношение детей к природе
строиться на её чувственном восприятии,
эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых
существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей живых
организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных
сообществ. Эти знания помогают детям понять конкретные ситуации в
поведении животных, состояний растений, правильно оценить их и адекватно на
них реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети
могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых,
самостоятельно или вместе с взрослыми, выполнить отдельные трудовые
действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и
животных.
Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте
участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не
угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с
использованием современных информационно-коммуникативных технологий по
экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают
расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я
услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись
без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса.
Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного

оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание
детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование
информационных технологий способны передать ребенку последовательность
выполнения, эксперимента, дидактической
игры «Вершки и корешки»,
«Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся
дошкольники. Тема «Неживая природа-среда жизни растений, животных,
человека» даёт детям элементарные представления о мироздании, неживой
природе и её значении в жизни живых существ. Темы «Многообразие растений
и их связь со средой обитания», «Многообразие животных и их связь со средой
обитания» посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой
обитания. Тема «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой
обитания» прослеживает роль среды в процессе роста и развития растений и
животных. В теме «Жизнь растений и животных в обществе» раскрывают
взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которую могут наблюдать дети. Тема
«Взаимодействие человека с природой.
Принцип интеграции, реализуемый в программе «Юный эколог», позволяет
формировать у дошкольников более полные представления об окружающей
действительности.
1.1.Цели и задачи программы.
В процессе образовательной деятельности по экологическому воспитанию
одновременно решаются задачи других образовательных областей, например,
образовательной области «речевое развитие». Знакомство детей с миром
природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания
иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют
интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи.
Рассматривая картинки с изображением животных, растений, дети учатся
понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и
правильном использовании грамматических форм.
В процессе работы по программе одновременно решаются задачи
образовательной области «социально-коммуникативное развитие»: воспитание
моральных и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на
природе, привлечение детей к посильному труду и природе и т.п.
Программа успешно интегрируется с образовательной областью
«художественно-эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы
побуждают детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке,

аппликации. Эмоциональному
музыкальные произведения.

восприятию

мира

природы

способствуют

Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью
«физическое развитие»: обогащённая природная среда в помещении и на участке
детского сада способствует укреплению здоровья детей.
1.2.Планируемые результаты.
- Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят
человеку.
- Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
- Называть времена года и отмечать их особенности.
- Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
- Усвоить элементарные представления о свойствах воды.
- Усвоить элементарные представления о свойствах песка, земли.
- Получить элементарные представления о домашних животных, проявить
интерес к их жизни, охотно наблюдать за ними, за их поведением, слушать
сказки и рассказы.
Продолжительность каждого занятия составляет в младшей группе не более
15 мин.;
в средней группе – до 20 мин.;
в старшей группе – до 25 мин,
в подготовительной к школе группе не более 30 мин.
В план занятия включаются физкультминутки. Двигательная активность
помогает раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.
Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий
различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это
организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в
домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности,

художественной

литературы,

спортивно-экологических

праздников,

инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.

Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И
чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то
природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное,
любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы
и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые
в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.
Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.
Главная задача родителей
 поддерживать интерес детей к природе;
 поощрять их экологически грамотные поступки;
 проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
 и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно
уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через
деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой
подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому
сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги
птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка

сирени на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала,
выращивании растений для уголка природы и для участка.

1.3.Взаимодействие с семьей:
 анкетирование
родителей
на
тему:
«Организация
поисковоисследовательской деятельности дошкольников дома»;
 домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
 привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в
группе;
 консультации
на
тему:
«Формирования
основ
элементарных
экологических представлений у детей», «Как научить ребенка беречь природу» и
др.;
 индивидуальные консультации по осуществлению акций;
 оформление наглядной информации в родительском уголке.
2.Календарно-тематическое планирование в младшей группе.
Период

Тема

Цель
Сентябрь

1-3 недели
4 неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя

4 неделя

1 неделя

Адаптация
Знакомство с
Учить различать морковь и репу, знать
корнеплодами репы и названия корнеплодов, их сенсорные
моркови.
характеристики. Развивать различные
ощущения детей, их речь.
Октябрь
Наблюдение «Кто
Обратить внимание детей на уголок
живёт в аквариуме?» природы, на аквариум, вызвать интерес
к нему.
Наблюдение «Рыбка Дать первоначальные знания о том, что
живая - её надо
рыбка в аквариуме живая, она плавает и
кормить»
хочет, есть, её нужно кормить.
Знакомство со
Учить различать овощи - свеклу и
свеклой и
картофель, знать их названия,
картофелем
особенности формы, цвета, вкуса.
Развивать сенсорные ощущения детей.
Знакомство с
Учить различать овощи по форме,
помидором, огурцом вкусу, твёрдости. Знать их названия.
и капустой
Развивать сенсорные ощущения детей.
Ноябрь
Что есть у рыбки?
Дать первоначальное представление о
строении рыбки - вытянутое тело,
спереди голова, сзади хвост.

2 неделя

Знакомство с
куриным семейством

3 неделя

Наблюдение за
погодными
явлениями
Знакомство с
фруктами

4 неделя

1 неделя

Учить различать яблоко, грушу, сливу,
знать названия плодов, их сенсорные
характеристики.
Декабрь
Наблюдение «Как
Показать детям новое дерево, назвать
узнать ёлку?»
его, объяснить, чем оно отличается от
берёзы, вызвать радостные чувства.

Знакомство с
коровой и телёнком
2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

Продолжать формировать
представление об отличии живой рыбки
от игрушки.
Дать первоначальное представление о
составе куриной семьи (петух, курица,
цыплята), их внешних отличиях.
Обратить внимание на природные
явления, изменения в природе.

Познакомить с коровой и телёнком, их
отличительные особенности. Развивать
речь детей, учить детей исполнять
игровые действия.
Наблюдение «Что
Показать, что у ели есть ствол, ветви
есть покрытые иголками. Ель - стройное
у ели?»
дерево, оно похоже на пирамидку.
Знакомство с козой и Учить узнавать козу на картинке,
козлёнком
находить и показывать видимые части
тела. Развивать речь детей.
Наблюдение за
Обратить внимание на природные
погодой
явления, изменения в природе.
Наблюдение
Воспитывать бережное отношение к
«Поможем ёлке - она деревьям на примере ели.
живая»
Украсим ёлку снегом Упражнять в апликации, умении
располагать изображение на листе
бумаги.
Досуг «Праздник
Приобщать детей к праздничной
новогодней ёлки для культуре. Содействовать созданию
кукол»
обстановки общей радости, хорошего
настроения.
Январь
Кто прилетает на
Учить замечать птиц в ближайшем
кормушку?
окружении: на деревьях. Учить

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

различать птиц - ворона, воробей,
голубь.
Дать первоначальное представление о
лесе и его обитателях: зайце и волке.
Учить различать воробья и ворону по
размеру и окраске, закрепить названия
птиц.
Обратить внимание на природные
явления.
Познакомить с голубями.

«Заяц и волк»лесные жители.
Наблюдение, «Какие
воробьи? Какие
вороны?»
Наблюдение за
погодой
Наблюдение «На
кормушку прилетают
голуби»
«Заяц, волк, лиса и
Расширить первоначальные
медведь - обитатели представления детей о лесе и его
леса».
обитателях.
Февраль
Наблюдение «Какая
Познакомить ещё с одним обитателем
птичка?»
уголка природы: это птица- канарейка.
Наблюдение «Чем
Уточнить представление детей о
канарейка и попугай внешнем облике уже знакомых ими
отличается от вороны птиц, показать отличие канарейки
и воробья»
(попугая) от вробья и вороны.
Наблюдение «Вода
льётся из крана»
Занятие «Посадка
репчатого лука»

3 неделя

4 неделя

Наблюдение за
погодой
Наблюдение «Как
снег становится
водой»
Наблюдение «Вода
холодная и горячая»

Уточнить, что в помещении вода
появляется, когда открывают
водопроводный кран. Вода прозрачная,
сквозь неё видны руки.
Уточнить представление о репчатом
луке как овоще, из которого можно
вырастить зелёный лук, полезный для
здоровья. Учить детей сажать луковицы
в землю и в воду, зарисовывать лук в
банке. Сообщить, что для роста зелени
нужна вода.
Обратить внимание на природные
явления, изменения в природе.
Показать, что снег в тепле тает и
становится водой.
Развивать тактильные ощущения детей
(кожей) - учить различать холодную и
горячую воду, правильно обозначать её
словами.

Занятие «Знакомство
с фруктами»

1 неделя

Разноцветная вода
(наблюдение)

2 неделя

Разноцветные
льдинки
(наблюдение)
Занятие «Айболит
проверяет здоровье»

3 неделя
4 неделя

1 неделя
2 неделя

3 неделя

Наблюдение за
погодой и работа с
календарём погоды.
Занятие «Знакомство
с комнатными
растениями»

Дать представление о фруктах. Учить
различать плоды по названию,
особенностям формы, цвета, запаха,
поверхности. Развивать сенсорные
ощущения. Сообщить, что фрукты
полезны для здоровья.
Март
Напомнить, что вода прозрачная, но её
можно сделать цветной. Из такой воды
можно сделать цветные льдинки, разлив
её по формочкам.
Показать, что цветная вода на морозе
превратилась в цветные льдинки
(твёрдый, холодный. Не льётся,
хрупкий).
Начать воспитывать понимание
ценности здоровья, формировать
желание не болеть, укреплять здоровье,
особенно весной с помощью витаминов.
Развивать речь детей.
Обратить внимание на природные
явления, изменения в природе.

Уточнить представление детей о уже
знакомых ими комнатных растений.
Учить различать листья, стебель, цветы,
знать, что корни в земле. Растения
живые,им нужна вода и тепло.Их не
льзя рвать, а нужно любоваться.
Апрель
Наблюдение за
Обратить внимание на природные
погодными
явления изменения в природе
явлениями
(набухание почек)
Занятие «Знакомство Учить узнавать на картине лошадь и
с лошадью и
жеребёнка, отличать их от козы с
жеребёнком»
козлёнком. Учить находить и
показывать части тела животных.
Развивать речь детей, умение слушать
воспитателя, отвечать на его вопросы.
Наблюдение за
Обратить внимание на природные
погодой и работа с
явления, изменения в природе.
календарём погоды

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Занятие «Корова,
коза, лошадь домашние
животные»

Закрепить представление о знакомых
домашних животных их облике,
отличительных особенностях. Развивать
речь детей, активизировать словарь.
Упражнять в строительстве дома из
кубиков.
Май
Наблюдение
Показать новое растение, выделить
«Знакомство с
характерные особенности (Жёлтый
одуванчиком»
пушистый цветок, длинный стебель).
Воспитывать эмоциональный отклик
на красоту растения.
Занятие «Знакомство Познакомить с собакой, кошкой и их
с кошкой и собакой» детёнышами, учить узнавать их на
картине, правильно называть,
подражать их речи. Сообщить, чем
питаются животные, чем полезны в
хозяйстве.
Наблюдение
Показать листья первоцветов, сравнить.
«Сравнить листья
одуванчика и мать и – мачехи»
Занятие «Собаки,
Уточнить и закрепить представление о
кошки, мышки»
собаках, кошках и мышах.
Наблюдение за
Обратить внимание на природные
погодой
явления, изменения в природе.
Наблюдение
Показать различие и сходство
«Сравнение
растений.
одуванчика с мать - и
- мачехой»
Диагностические наблюдения за детьми в комнате природы, на
участке детского сада
Определить степень готовности детей включаться в
совместную с воспитателем деятельность, направленную на
поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны
условий и на общение с ними.

3.Организационный раздел.
3.1.Материально- техническое обеспечение программы.
Помимо живых объектов зелёной зоны детского сада важным условием
успешной работы по программе «Юный эколог» является наличие книг,
методических пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования,
необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.
Книги и наглядные пособия
Русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Таблицы «Времена года», «Календарь природы», «Домашние животные»,
«Дикие животные».
В целях экологического воспитания детей можно использовать различные
научно- познавательные фильмы, аудиозаписи звуков природы: шум моря,
лесные шорохи, пение птиц, стук дождя и журчание ручья.
Игры и игрушки
Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве
первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду
необходимо строить на игровой основе, вклучая разнообразные игры.
Фигурки животных (дикие, домашние), куклы, персонажи сказок.
Экологический музей в детском саду
Часто проявляющееся стремление детей, воспитателей коллекционировать
разные интересные вещи может быть с успехом воплощено в организации
маленького музея природы, экспонаты которого
собраны
педагогом,
родителями, самими ребятами. В таком музее может быть три отдела «Природа
нашего края» (фотографии, слайды, рисунки, гербарии), «Экзотические
природные явления» (камни, ракушки, ветка берёзы и т.д.), «Природоохранная
деятельность детского сада» (слайды с субботников, прогулок на природе,
зимнее кормление птиц. Музей можно организовать иначе. Могут быть
представлены две близкие и понятные для детей темы «Лес и его значение в
жизни человека», «Вода в природе и в жизни человека».

3.2.План работы с родителями по экологическому воспитанию

№
Месяц
1 Сентябрь

2

Октябрь

3

Ноябрь

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

7

Март

8

Апрель

9

Май

в младшей группе
Тема
1. Родительское собрание: тема «Что такое экология».
2. Консультация для родителей «Экологическое
воспитание в семье»
3. Консультация «Лечимся чесноком».
1. Осенняя ярмарка «Что нам осень подарила» - овощи
и фрукты, выращенные родителями.
2. Консультация на стенд в родительский уголок
«Лечение луком»
1. Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки».
Коллективная работа детей.
2. Консультация «Берегите воду».
1. Конкурс поделок «Маленькой ёлочке холодно
зимой»
2. Консультация старшей медсестры «Грипп – это
опасно»
3. «Пернатые друзья». Изготовление кормушек.
1. Экологическая газета «Помогите птицам».
2. Альбом «Домашние и дикие животные».
3. Консультация «Домашние животные в жизни
ребенка»
1. Папка-копилка «Бабушкины советы».
2. Выставка «мой любимый комнатный цветок»
1. Экологический стенд «Аптека на окнах» .
2. Альбом «Домашние и дикие животные».
3. Консультация «Не причиняя вреда природе».
1. Экологический стенд «Витаминные препараты – это
не лакомство».
2. Консультация «Ароматерапия».
1. Выставка «Весенний букет».
2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное».

10 Июнь

1.Экологический стенд «Скоро в отпуск»
2. Экскурсия – поход «Здравствуй лето».

3.3.Требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой
природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях
природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к
окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в
природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать
комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

Литература:
1.Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. С.Н. Николаева.
2.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе
детского сада 3-4 года. С.Н. Николаева.
3.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в средней группе
детского сада. С.Н.Николаева.
4.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в старшей группе.
С.Н.Николаева.
5.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в подготовительной
к школе группе детского сада. С. Н.Николаева.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».