Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023
Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«мы туристы»
Выполнил: Преподаватель
физической культуры : Павлова М Н .
САМОАНАЛИЗ.
« Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье- это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В А Сухомлинский.
Здоровье детей закладываются
будущее
основы
страны!
В период
здоровья, всесторонней
дошкольного
двигательной
детства у ребенка
подготовленности и
гармонического физического развития.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирование
личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорит что здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое социальное благополучие. « Здоровье является важнейшим интегральным
показателем.
Отражающим
биологические
характеристики
ребенка,
социально
экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизнь в
семье, качество окружающей среды. Степень медицинской помощи, служб охраны
материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам
материнства и детства» ( Д Зелинская - Школа здоровья 1995, №2 с5-12). Именно поэтому
проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Согласно исследованием специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве.
Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «
физиологически незрелых»
новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок
дошкольного возраста болеет в течении года более четырех раз( данные Т.Я Чертюк, З.С
Макаровой, М.Н. Беловой)
По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья
населения РФ , 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют
функциональные отклонения в состоянии здоровья: 30-40% детей младшего возраста и
20-30% старшего возраста - неврологические проявления; 30-40% отклонения со стороны
опорно - двигательного аппарата; 20-25%
гиподинамия стороны носоглотки; 10-23% -
аллергические реакции; 10-25% со стороны сердечнососудистой системы и т.д. Только 10%
детей приходят в школы абсолютно здоровыми.
Сегодня
модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно - как
недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь,
определение которой звучит довольно угрожающе: « Нарушение функций организма
опорно -
двигательного
аппарата, кровообращения,
дыхания,
(
пищеварения) при
ограничении двигательной активности»
Движения
необходимые ребенку, т.к. способствуют развитию его физиологических
систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования
растущего организма.
Исследования
свидетельствуют
о
том, что
современные
дети
в
большинстве
испытывают « двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими
в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети
большую часть времени проводят в статичном положении ( за столами, у телевизора, за
компьютерами, и т.д) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы
мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной
мускулатуры, что
плоскостопие,
влечет за
задержку
собой нарушение
возрастного
осанки, искривление
развития быстроты,
позвоночника,
ловкости, координации
движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние
гипокинезии. Гипокинезия, вызывая
отложение
жира,
способствует
исследований, 30-40%
развитие обменных нарушений и избыточное
заболеванию
наших детей
детей.
Так, по данным
имеют избыточный вес. У
большинства
таких детей чаще
регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит
от двигательной активности ( М.Д. Маханева « Воспитание здорового ребенка стр 4-6 )
Проанализировав всю работу по здоровому образу жизни. Взвесив все за и против,
прочитав программы, разработки разных детских садов по двигательной активности.
Имея хорошие
условия
нахождения
центральный стадион, школа,
протекает река
нашего
детского
сада (
рядом
находится
центральная площадь, в километре от детского сада
«Итанца» , в 2 км находится лес и другие достопримечательности
нашего села. т. д)
В
–
2009
мной
была
разработана
дополнительная
программа
«МЫ ТУРИСТЫ», по которой работаю, по сей день.
Программа ориентирована на дошкольный возраст и построена на принципах:
- сознательности - нацеливает
устойчивого
интереса,
воздействие, ребенок
на
формирование у
осмысленного
учится
дошкольника
отношения; осознавая
самостоятельно
и
творчески
понимания,
оздоровительное
решать
задачи
познавательного характера;
-активности- предполагает высокую степень инициативы и творчества;
-систематичности и последовательности- предполагает непрерывность процесса;
« Не навреди!»
Постепенности;
- доступности и индивидуализации-
учитывает
индивидуальные
особенности
возраста детей;
- непрерывности- предполагает чередование нагрузок и отдыха;
- цикличности- предполагает повторяющуюся последовательность;
- оздоровительной направленности- нацелен на укрепление здоровья в процессе
воспитания и обучения;
Формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
Для достижения
целей
здоровье сберегающих
технологий
применяются
следующие группы средств:
Средства двигательной активности ( движения, физкультминутки, минутки покоя,
походы, туристические прогулки)
Оздоровительные силы природы ( гимнастика на свежем воздухе, спортивные
игры на свежем воздухе, прогулки)
Одной из эффективных форм работы нашего МДОУ Турунтаевский «Центр
развития ребенка - детский сад» и мной преподавателем
является
организация
туристических
прогулок-
по физической культуре
походов в
целях развития
двигательной активности и выносливости; совершенствование навыков ходьбы, бега,
прыжков;
развития
любознательности, познавательности,
приобщения
к
удивительному миру природы Родного края, бережного отношения к ней.
Прогулки -
походы
расширяют
кругозор
ребенка,
формируют
первичные
представления об истории родного края, традициях и культуре народа.
От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей: массовость и
общедоступность, физическая активность. Уровень физических нагрузок в туризме
может быть не меньше, чем в других видах спорта. Отличает туризм характер
физической
нагрузки. Прежде
потребностью
организма
и
всего,
дающая
ходьба,
являющаяся
большой
физиологической
оздоровительный эффект.
комплексное воздействие на организм природных факторов и умеренной нагрузки
А
в
виде циклических упражнений формирует выносливость.
сопоставив необходимость ребенку движений и осуществление на сегодняшний
день проблемы в сохранении здоровья детей,
в практику нашего дошкольного
учреждения мы внедрили методику В.И. Бочаровой
( Туристические прогулки в
детском саду).
Туристические прогулки имеют свои цели:
- оздоровительные -
закалка, Эмоциональное и
психологическое
здоровье,
повышение работоспособности и бодрости) Туристическая прогулка в лес, к реке- это
всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы
и
способности
в
преодолении
новых
препятствий.
Положительные
эмоции
( удивление, восторг, радость)- важнейшие факторы оздоровления.
- спортивно - тренировочные ( физическая тренировка, обучение преодолению
естественных препятствий, ориентированию
на
местности, тактике
действий в
экстремальных ситуациях); интересно продуманная двигательная деятельность детей
в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и
физической культурой, повышает мотивацию на здоровье;
- туристско- краеведческая ( расширение кругозора, знакомство с архитектурой,
памятниками
искусства,
изучение
родного края,
формирование
первичных
представлений о традициях и культуре народа, знакомство с его историческими и
природными достопримечательностями, закладывание национального самосознания.)
Туристско- краеведческая деятельность дошкольников- это прежде всего деятельность
игровая, влияющая на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развлекательные ( игры, соревнования, конкурсы, чтение стихов);
Такие
прогулки
осуществляются
в
три
этапа-
подготовительные,
основной (
непосредственное проведение) и подведение итогов.
Однако ценность дошкольного туризма не ограничиваются вопросами оздоровления и
физического
развития. Не
менее
важным
являются восстановительные
задачи.
Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в которой
все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу,
видит, какую
пользу
он
вносит. Прогулки
воспитывают
у
детей
важнейшие
нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы,
развивают
в
каждом
ребенке
организованность,
отзывчивость,
щедрость,
доброжелательность.
Структура туристической прогулки.
Первая часть - организационное начало длительностью 5 минут. Цель сообщить
задачи
и
краткое
содержание
предстоящей
деятельности, проверить
состояние
личного снаряжения ( если таково имеется) и готовность к походу
Вторая часть -
движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от
одного до трех переходов с кратковременными привалами для отдыха и дает
большую двигательную нагрузку.
Третья
часть -
длительная
привал. После продолжительного
следует предоставить возможность мышечного расслабления. На
движения детям
привале с детьми
организуются различные игры, наблюдения, рисование.
Четвертая часть -
возращение детей в детский сад - по кратчайшему пути,
поскольку дети уже утомлены. При этом проводится свободная беседа с детьми.
При подведении итогов проводится беседа с детьми об увиденном, обсуждают
полученные впечатления. Отчет о походе дети делают как последовательный рассказ
в рисунках (рисуют схемы маршрута, объекты природы все, что запомнилось на
маршруте следования).
Целью подведения итогов каждой туристической прогулки заключается в том,
чтобы оценить уровень развития познавательных и двигательных способностей
детей.
В связи с этим подведение итогов осуществляется по следующим направлениям:
1. Получение новых впечатлений, обогащение представлений;
2. Овладение новыми видами движений, туристическими навыками;
3. Проявление дружеских взаимоотношений.
Основные направления работы с детьми в схеме.
Подготовка детей к туристским
прогулкам на подготовительном
этапе
Психологическая
Познавательное развитие
Я и природа
Ориентирование
Я и мое здоровье
Физическая
Ориентирование
Туризм и туристы
Краеведение
Общая
Специальная
Этапы подготовки и функции персонала МДОУ при подготовке к
туристическим прогулкам
Воспитатель
Преподаватель
физкультуры
Медицинский
заведующий
персонал
1 Подготовка к туристическим прогулкам
1 Проводит работу 1 Осуществляет
1Формируют
1 Создает
родителями физическую
подготовку детей к
подготовке
прогулкам, проводит
необходимой
тематические и
одежды, обуви, сюжетные
физкультурные
личного
занятия, досуги,
туристического
тренировочные
прогулки по
инвентаря.
облегченному
2 Осуществляет
маршруту.
необходимую
Разрабатывает
психологическую маршруты с
наименьшим
подготовку
пересечением
детей, проводит автомобильных
дорог и составляет
познавательные
конспекты
занятия, беседы, туристических
прогулок с учетом
тематические
сезона и физической
подготовленности
игры
детей.
2 Проводит
стартовую
диагностику
двигательной
подготовленности
детей.
группы детей на
основе состояния
здоровья и темпов
физического
развития.
Осуществляют
контроль
над соответствием
нагрузки на
физкультурных
занятиях.
Комплектуют
специальную
походную аптечку.
2 Проводят
беседы о правилах
безопасного
поведения в
природных
условиях, о
способах оказания
первой
медицинской
помощи.
условия для
организации
нового вида
двигательной
деятельности в
детском саду.
2 Осуществляет
необходимую
работу по
повышению
квалификации
кадров по
данному вопросу.
с
2 Проведение туристических прогулок
1 Вместе с детьми
1 проводит вместе с
1 Осуществляет
1. обеспечивает
распределяет
туристические
должности.
2 Контролирует
качество и подготовки и
воспитателем
туристические
прогулки заранее
намеченным
маршрутам.
медицинский
контроль за
соответствием
получаемой
физической
участие взрослых
( не менее двух
на группу) в
проведении
прогулок.
2. Готовит приказ
состояние личного
снаряжения, обуви и
одежды.
3 Наряду с
инструктором
участвует в
организации игр и
свободных занятий на
привале.
3.
2 Осуществляет
дифференцированный
подход в
определении
физической и
психической
нагрузки, подборе
познавательного
материала.
нагрузки
возможностям
детей.
2. При
необходимости
дают советы по
подбору одежды
ребенка в
зависимости от
погоды и
состояния
здоровья
дошкольника.
о выходе детей
за пределы
дошкольного
учреждения.
Подведение итогов
1 Организует выставку
поделок из природного
материала,
рисунков
детей, фоторепортажи
для родителей.
1 Проводит итоговые 1 Ведет динамику
досуги,
физкультурные
праздники.
заболеваемости и
физического
развития детей.
2. Проводит итоговые
беседы, игры
на
закрепление
знаний
туристических
навыков.
2 Осуществляет
итоговую
диагностику
двигательной
подготовленности
детей.
2 Дают
рекомендации по
дозированию
нагрузки в
последующих
прогулках.
3. Создает условия на
прогулке и в группе
для
отражения
полученных
впечатлений
в
самостоятельной
игровой, двигательной,
художественнотворческой
деятельности
1 организует
работу по
анализу
проводимой
работы, обобщает
накопительный
опыт.
План работы : « ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК»
№
Цели- задачи
название
Сентябрь
На природу
Воспитывать любовь к природе.
В лес ( березовая роща)
Уточнить и расширять знания детей о туристах.
На речку
На стадион
Формировать необходимые навыки ( туриста)
Развивать
физические
выносливость,
быстроту
качества,
ловкость,
реакции.
Учить
преодолевать трудности, радоваться своим успехам
и достижением соперников. Выявить физические
возможности детей.
Октябрь
Оздоровительные - получение запаса бодрости и
работоспособности.
На речку
На стадион
В библиотеку
Спортивно-
тренировочные-
преодолению
естественных
обучение
препятствий
и
ориентировки на местности.
Познавательные- Изучение родного края. Развивать
эмоциональные возможности
детей ( смотреть и
видеть, слушать и слышать) Формировать начальные
туристические навыки.
Ноябрь
Развивать
двигательную
активность
и
выносливость. Совершенствовать навыки ходьбы,
На речку
бега,
В лес
приобщать
В музыкальную
прыжков.
к
Развивать
удивительному
любознательность,
миру
природы и
воспитание бережного отношения к ней.
Декабрь
На стадион
Продолжать
проводить
комплекс
закаливающих
Саночный поход.
процедур с использованием природных факторов
На речку.
( воздух, солнце)
в
сочетании
упражнениями.
Приучать
организовывать
спортивные
с
физическими
самостоятельно
игры
используя
оборудование ( санки).
Учить
детей
быть
осторожными
при переходе
через дорогу. Закреплять знания как вести себя в
экстренных
ситуациях. Воспитывать собранность,
внимание, бесстрашие и эмоциональность.
Январь.
На горку
К
новогодней
Повышать
елке
на
площади.
На каток.
у
детей
работоспособности.
детей в
уровень
физической
Удовлетворять
потребность
движении. Развивать
доброжелательные
отношения со сверстниками в процессе совместной
двигательной
деятельности.
Воспитывать
самостоятельность.
Февраль.
В дом детского творчества.
По улице Оболенского.
На каток.
Формировать
физические
интерес
качества -
к
туризму.
Развивать
ловкость, выносливость,
быстроту. Учить преодолевать трудности, радоваться
своим успехам и достижениям сверстников.
Учить детей при переходе улицы соблюдать
В музей
правила дорожного движения
Март
В ДЮСШ
В Детскую библиотеку.
На речку
Содействовать развитию положительных эмоций,
умение общаться со своими сверстниками,
взаимопонимание и сопереживание. Развивать
настойчивость и выдержку при достижении цели,
стремление к качественному выполнению
движений. Воспитывать самостоятельность и
любовь к спорту. Расширять знания детей.
Использовать двигательный опыт, умения, навыки в
различных условиях. Формировать умения и навыки.
Наблюдать, анализировать.
Апрель - Май.
Оздоровительные - получение запаса бодрости и
В пожарную часть.
К аптеке.
По улице 50 лет
Октября
В школу.
К ПАМЯТНИКАМ
ПОГИПШИМ ВОИНАМ.
работоспособности.
Спортивно- тренировочные- обучение преодолению
естественных препятствий и ориентировки на
местности.
Познавательные- Изучение родного края. Развивать
эмоциональные возможности детей ( смотреть и
видеть, слушать и слышать) Формировать начальные
туристические навыки.
Таким образом, проблема развития детского туризма очень
актуальна на сегодняшний день.
Специалисты считают, что в перспективе детско- юношеский туризм может и
должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в
России.
Возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского
туризма не только с точки зрения дополнительной деятельности, но и с
позиции
экономической
экономические
эффективности
отношения,
возникшие
этого
в
направления. Новые
настоящее
время
в
нашей
стране, обострились проблемы в детском туризме, требуют изменений в
подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового
детского туризма.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм
предоставляет
уникальную
возможность
глубже
узнать и
наглядно
ознакомиться с историческим и культурным наследием своего края, своей
страны, пробудить у молодых людей чувства национального самосознания,
воспитывать
уважение
и
терпимость
к
быту
и
обычаям
других
национальностей и народов.
Велика роль путешествий и обеспечение многостороннего развития
личности. Именно
подрастающему
интеллектуального
походы, прогулки,
поколению
уровня,
экскурсии
возможность
развития
для
могут
дать
повышения своего
наблюдательности,
способности
воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство
снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в
подрастающем
поколении
коммуникабельности,
самодисциплины,
адаптации к условиям современной жизни.
Кроме того, детский спортивно- оздоровительный туризм является одной
из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Способствующих
формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что
имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего
поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный
способ
передачи
новому
поколению
накопительного
человечеством
жизненного опыта и материально- культурного наследия, формирования
ценностных
ориентаций,
нравственного
оздоровления
и
культурного
развития наций один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных
экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры,
скатываться в криминальную среду, наркоманию.
Перед Российским государством и обществом стоят первоочередные
задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир
детского туризма и
развивать его во всех формах и видах.
Чтобы
обеспечить воспитание здорового
физическому
воспитанию
средствами
ребенка работа по
туризма в
детском
учреждении должна строиться в следующих направлениях.
1. Создание
благоприятных
условий для
физического
развития и
снижения заболеваемости детей.
2. Комплексное
решение
физкультурно-
контакте с медицинскими работниками.
оздоровительных
задач
в
3. Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и
семьи.
4. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка,
уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
5. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными.
6. Закаливающими
контрастными
процедурами: бег
воздушными
по
лестнице в
совокупности
с
ваннами, проведение физкультурных
занятий босиком (полы без ковровых покрытий).
7. Обязательно включение в комплекс физического воспитания элементы
дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости
кардио- респираторной
системы, таких
как медленный бег. Ходьба,
подъем на ступеньку, приседания.
8. Повышение двигательной активности ребенка:
а) увеличение количества физкультурных занятий до 3 в неделю( их
общая продолжительностью 3 часа)
б )организация тренировочных секций ( юный турист)
в) проведение
учебно- организационных
занятий в
движении(
музыкальные без стульчиков)
г) обеспечение максимальной подвижности ребенка в условиях группы.
9. Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка
двигательной активности путем вычисления моторной плотности.
10. Достаточный медицинский контроль за физическим воспитанием и
оперативная
медицинская коррекция выявленных
нарушений в
состоянии здоровья.
а) оценка физического развития ребенка с определением биологической
зрелости выделение группы риска( 1 раз в год, осенью).
б) определение физической работоспособности детей.
в) углубленные врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья .
г) осмотр детей на предмет выявления нарушения осанки; введения в
утреннюю гимнастику и в физкультурные занятия упражнения для
укрепления
мышечного
каркаса
спины, профилактики
сутулости,
сколиозов.
д) определение физической подготовленности ( 2 раза в год,
оценивая показатели в динамике на начало и конец учебного
года).
Диагностическое исследования уровня развития состояние
здоровья детей
по
физическому
воспитанию средствами
туризма.
Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их
физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Основной является мониторинг состояния здоровья и уровня физической
подготовленности детей.
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является
диагностическая работа, которая проводится с детьми инструктором ( воспитателем) и
медицинской сестрой детского сада.
Мониторинг используется для оценки исходного уровня развития дошкольников, с
тем, чтобы определить для каждого из них оптимальную « ближайшую» зону
здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков.
Необходимо выделить детей способных и детей, отстающих в двигательном
развитии от сверстников. Для тех и других, а также для детей, занимающих среднее
положение между ними, намечаются такие ориентиры, их развития, которые обеспечат
прогрессирование их двигательных способностей. Важно обратить вниманиенеобходимо не просто подтянуть уровень развития
движений у ребенка, а развивать
его способности, интерес к двигательной деятельности но и физической культуре в
целом. Наиважнейшими условиями для этого служат: разновидность физкультурнопредметной и игровой среды, оптимальный двигательный режим, обеспечение
достаточной площади для движений и времени для самостоятельной деятельности.
Двигательное развитие ребенка определяется показателями физического состояния
его организма.
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при
характеристике физического состояния необходимо учитывать динамику физического
развития, физической подготовленности, двигательной активности и функционального
состояния.
Задачи :
Включение ( развитие) познавательной активности, знакомство с окружающим миром;
Развитие эмоциональных возможностей детей ( смотреть и видеть, слушать и
слышать).
Оздоровление и закаливание ребенка, развитие его физических возможностей.
Формирование начальных туристических навыков и умений.
Воспитание привычки поведения в группе и на природе.
Целью подготовительного этапа было:
1. Определение уровня привычной двигательной готовности детей.
2. Психофизиологическая готовность.
1.Для этого проводилась диагностика физического развития ребенка.
Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и
функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил,
выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие человека
обусловлено наследственными факторами, условиями жизни и воспитания.
Основными антропометрическими показателями физического развития являются
длина и масса тела, окружность грудной клетки и осанка.
Длина тела (рост)- наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние
пластических процессов в организме. Если длина тела отстает от должного на 20%,
необходимо консультация эндокринолога. Длина тела дошкольников служит одним из
критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для
правильной осанки массы тела и окружности грудной клетки.
Масса тела ( вес )- Отражает степень развития костной и мышечной системы,
внутренних органов, подкожной жировой клетчатки и зависит от конституционных
особенностей ребенка. От внешне средовых факторов, в том числе и от физической
нагрузки.
На этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Перед детьми
ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания
ребенка, формируются необходимые навыки.
Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы, читается
художественная литература, рассматриваются иллюстрации, готовится туристическое
снаряжение, что помогает формировать у детей яркие, образные представления,
активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и
желаний овладеть туристическими умениями. Важное место отводится играм « Мы
туристы», « Идем в поход»
Целью основного этапа .
1. Определение уровня двигательных способностей.( таблица № 1)
2. Состояние здоровья.
Физическая подготовленность - характеризуется развитием у детей
двигательных и физических качеств: В дошкольном возрасте
определяются такие физические качества:
А) Быстроту - по времени про бегания 10м с хода.
Б ) скоростно - силовые качества по времени про бегания 30 м со старта, длине
прыжка, высоте прыжка с места, челночный бег, дальность броска мяча из за
головы двумя руками, дальность метания груза массой 200гр правой и левой рукой.
Для успешного овладения детьми двигательными навыками и развития и развития
их физических качеств необходим постоянный контроль и учет показателей
основных видов движений. Контрольные нормативы должны не только давать
представление о физической подготовленности к туристическим навыкам, но и
способность развитию у детей к движению, но и повышению своих результатов.
Методика оценки физической подготовленности разработана В И Солодянкиной. И
А Гагариной под руководством профессора Ф Г Лапицкого
( Таблицы показателей нагрузки детей во время туристических прогулок )
Целью контрольного этапа - было подведение итогов и проведение анализа
работы.
При подведение итогов проводятся беседы с детьми об увиденном,
обсуждаются полученные впечатления . Отчет о туристических умениях
делают в виде рассказа, рисунков.
Проводится итоговый мониторинг физических показателей ( май месяц)
Заключение.
На современном этапе достаточно часто встречаются дети с физическим
недоразвитием.
Дети, у которых есть какие либо нарушения ( избыточный вес, плохая координация
движений и т.д.) составляют значительные группы от общего числа детей,
зачисляемых на индивидуальные занятия. Преодоление физического недоразвития
достигается путем целенаправленной работы по коррекции двигательных навыков и
физического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста физической культурефизкультуре- оздоровления ( элементами туризма) включает, прежде всего
ознакомление со своим краем, обеспечивает воспитаннику возможность сохранения
здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, и использование их в
повседневной жизни.
Дети, поступающие в группы с использованием элементарного туризма, должны
усвоить объем основных знаний, умений и навыков. Которые необходимы для
успешного обучения в образовательной школе и дальнейшей жизни.
Главной особенностью физического развития и укрепления здоровья детей
дошкольного возраста является элементарный туризм, который оказывает ни с чем
не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной
двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных
факторов : солнца, воздуха, воды.
Занятия туризмом ( при условии их систематичности) компенсируют так
называемый двигательный голод целесообразной двигательной активности.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и
рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных
патологий. Универсальность туризма еще в том, что он всесезонен. Следовательно,
можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и
повышения уровня физической и двигательной подготовленности.
Рациональной и эффективной формой оказания помощи детям с физическим
недоразвитием является включение элементов коррекционно- физической работы в
процесс обучения элементам туризма. Здесь необходима такая связь между
педагогами и родителями.
Итак, раннее выявление детей с физическим недоразвитием и оказание им
индивидуальной помощи в специально организованных условиях помогает
корректировать физическую функцию у дошкольников.
По данным констатирующего эксперимента и опираясь на теоритические аспекты
исследования, было разработано диагностическое исследование детей с физическим
недоразвитием. Результаты по формированию контрольного среза показали
эффективность использования форм и методов работы по физическому развитию
средствами туризма. По результатам заданий, упражнений, индивидуальной работы,
подвижных игр, занятий, туристических прогулок, походов, экскурсий было
выявлено, что у детей с физическим нарушением произошел подъем вследствие
систематической работы.
В результате проведенной работы по физическому развитию и укреплению здоровья
детей средствами туризма можно сделать выводы:
Если вести целенаправленную работу по физическому развитию и укреплению
здоровья детей средствами туризма с более раннего возраста, то уровень
двигательных способностей у детей будет намного выше.
У детей значительно повысился двигательный уровень, дети стали меньше болеть
простудными болезнями, повысился интерес к физической культуре и спорту.
Исходя из данных диагностики была построена диаграмма, на основании
которой можно сказать, что проводимая физкультурно- оздоровительная работа в
МДОУ « Турунтаевский ЦРР- д/сад» имеет положительную динамику. Уровень
физического развития детей при переходе из одной группы в другую имеет
стабильный прирост
Показатели физической нагрузки детей во время туристической прогулки
Основные показатели
Протяженность туристической прогулки в оба
конца без учета двигательной активности на
привале.
Пешая прогулка в теплый и холодный период.
С учетом двигательной активности на привале
Пешая прогулка в теплый и холодный период
Продолжительность туристической прогулки
Теплый период
Холодный период
Время непрерывного движения по маршруту
Пешая прогулка в теплый и холодный период
Общее время в пути в один конец
Пешая прогулка в теплый и холодный период
Продолжительность промежуточного привала
Количество упражнений для организационной
двигательной активности
Вес рюкзака
Минимальная Максимальная
нагрузка
нагрузка
4 км
2,5 км
1,5 км
3,5 км
2, 5 км
2,5 км
5 км
3 км
2 часа
1.5 час
3часа
2,5 час
20 мин
30 мин
25 мин
5 мин
40 мин
Проводится в
случае
необходимости
3
500 гр
8
1500 гр
К концу года ребенок должен выполнить следующие нормативы.
Бег 1000 метров
Бег 30м ( с)
Прыжок в длину с места
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа ( раз )
Лазанье равноименным способом(с)
Метание предмета ( 200г) (см)
Прыжки в длину с разбега (см)
мальчики
девочки
8,2
100
10
8,8
99
6
17.7
9.8 (п) 5.9 (л)
167
12.5
8.3(п) 5.7 (л)
153