парциальная прграмма МЫ ТУРИСТЫ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«мы туристы»

Выполнил: Преподаватель
физической культуры : Павлова М Н .

САМОАНАЛИЗ.

« Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье- это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»

В А Сухомлинский.
Здоровье детей закладываются

будущее

основы

страны!

В период

здоровья, всесторонней

дошкольного
двигательной

детства у ребенка
подготовленности и

гармонического физического развития.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирование
личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорит что здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое социальное благополучие. « Здоровье является важнейшим интегральным
показателем.

Отражающим

биологические

характеристики

ребенка,

социально

экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизнь в
семье, качество окружающей среды. Степень медицинской помощи, служб охраны
материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам
материнства и детства» ( Д Зелинская - Школа здоровья 1995, №2 с5-12). Именно поэтому
проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Согласно исследованием специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве.
Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «
физиологически незрелых»

новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок

дошкольного возраста болеет в течении года более четырех раз( данные Т.Я Чертюк, З.С
Макаровой, М.Н. Беловой)

По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья
населения РФ , 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют
функциональные отклонения в состоянии здоровья: 30-40% детей младшего возраста и
20-30% старшего возраста - неврологические проявления; 30-40% отклонения со стороны
опорно - двигательного аппарата; 20-25%

гиподинамия стороны носоглотки; 10-23% -

аллергические реакции; 10-25% со стороны сердечнососудистой системы и т.д. Только 10%
детей приходят в школы абсолютно здоровыми.
Сегодня

модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно - как

недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь,
определение которой звучит довольно угрожающе: « Нарушение функций организма
опорно -

двигательного

аппарата, кровообращения,

дыхания,

(

пищеварения) при

ограничении двигательной активности»
Движения

необходимые ребенку, т.к. способствуют развитию его физиологических

систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования
растущего организма.
Исследования

свидетельствуют

о

том, что

современные

дети

в

большинстве

испытывают « двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими
в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети
большую часть времени проводят в статичном положении ( за столами, у телевизора, за
компьютерами, и т.д) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы
мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной
мускулатуры, что
плоскостопие,

влечет за

задержку

собой нарушение

возрастного

осанки, искривление

развития быстроты,

позвоночника,

ловкости, координации

движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние
гипокинезии. Гипокинезия, вызывая
отложение

жира,

способствует

исследований, 30-40%

развитие обменных нарушений и избыточное

заболеванию

наших детей

детей.

Так, по данным

имеют избыточный вес. У

большинства

таких детей чаще

регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит
от двигательной активности ( М.Д. Маханева « Воспитание здорового ребенка стр 4-6 )

Проанализировав всю работу по здоровому образу жизни. Взвесив все за и против,
прочитав программы, разработки разных детских садов по двигательной активности.
Имея хорошие

условия

нахождения

центральный стадион, школа,
протекает река

нашего

детского

сада (

рядом

находится

центральная площадь, в километре от детского сада

«Итанца» , в 2 км находится лес и другие достопримечательности

нашего села. т. д)
В

–

2009

мной

была

разработана

дополнительная

программа

«МЫ ТУРИСТЫ», по которой работаю, по сей день.
Программа ориентирована на дошкольный возраст и построена на принципах:
- сознательности - нацеливает
устойчивого

интереса,

воздействие, ребенок

на

формирование у

осмысленного
учится

дошкольника

отношения; осознавая

самостоятельно

и

творчески

понимания,

оздоровительное
решать

задачи

познавательного характера;
-активности- предполагает высокую степень инициативы и творчества;
-систематичности и последовательности- предполагает непрерывность процесса;
« Не навреди!»
Постепенности;
- доступности и индивидуализации-

учитывает

индивидуальные

особенности

возраста детей;
- непрерывности- предполагает чередование нагрузок и отдыха;
- цикличности- предполагает повторяющуюся последовательность;
- оздоровительной направленности- нацелен на укрепление здоровья в процессе
воспитания и обучения;
Формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
Для достижения

целей

здоровье сберегающих

технологий

применяются

следующие группы средств:
Средства двигательной активности ( движения, физкультминутки, минутки покоя,
походы, туристические прогулки)
Оздоровительные силы природы ( гимнастика на свежем воздухе, спортивные
игры на свежем воздухе, прогулки)
Одной из эффективных форм работы нашего МДОУ Турунтаевский «Центр
развития ребенка - детский сад» и мной преподавателем
является

организация

туристических

прогулок-

по физической культуре

походов в

целях развития

двигательной активности и выносливости; совершенствование навыков ходьбы, бега,

прыжков;

развития

любознательности, познавательности,

приобщения

к

удивительному миру природы Родного края, бережного отношения к ней.
Прогулки -

походы

расширяют

кругозор

ребенка,

формируют

первичные

представления об истории родного края, традициях и культуре народа.
От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей: массовость и
общедоступность, физическая активность. Уровень физических нагрузок в туризме
может быть не меньше, чем в других видах спорта. Отличает туризм характер
физической

нагрузки. Прежде

потребностью

организма

и

всего,
дающая

ходьба,

являющаяся

большой

физиологической

оздоровительный эффект.

комплексное воздействие на организм природных факторов и умеренной нагрузки

А
в

виде циклических упражнений формирует выносливость.
сопоставив необходимость ребенку движений и осуществление на сегодняшний
день проблемы в сохранении здоровья детей,

в практику нашего дошкольного

учреждения мы внедрили методику В.И. Бочаровой

( Туристические прогулки в

детском саду).
Туристические прогулки имеют свои цели:
- оздоровительные -

закалка, Эмоциональное и

психологическое

здоровье,

повышение работоспособности и бодрости) Туристическая прогулка в лес, к реке- это
всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы
и

способности

в

преодолении

новых

препятствий.

Положительные

эмоции

( удивление, восторг, радость)- важнейшие факторы оздоровления.
- спортивно - тренировочные ( физическая тренировка, обучение преодолению
естественных препятствий, ориентированию

на

местности, тактике

действий в

экстремальных ситуациях); интересно продуманная двигательная деятельность детей
в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и
физической культурой, повышает мотивацию на здоровье;
- туристско- краеведческая ( расширение кругозора, знакомство с архитектурой,
памятниками

искусства,

изучение

родного края,

формирование

первичных

представлений о традициях и культуре народа, знакомство с его историческими и
природными достопримечательностями, закладывание национального самосознания.)
Туристско- краеведческая деятельность дошкольников- это прежде всего деятельность
игровая, влияющая на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развлекательные ( игры, соревнования, конкурсы, чтение стихов);

Такие

прогулки

осуществляются

в

три

этапа-

подготовительные,

основной (

непосредственное проведение) и подведение итогов.
Однако ценность дошкольного туризма не ограничиваются вопросами оздоровления и
физического

развития. Не

менее

важным

являются восстановительные

задачи.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в которой
все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу,
видит, какую

пользу

он

вносит. Прогулки

воспитывают

у

детей

важнейшие

нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы,
развивают

в

каждом

ребенке

организованность,

отзывчивость,

щедрость,

доброжелательность.
Структура туристической прогулки.
Первая часть - организационное начало длительностью 5 минут. Цель сообщить
задачи

и

краткое

содержание

предстоящей

деятельности, проверить

состояние

личного снаряжения ( если таково имеется) и готовность к походу
Вторая часть -

движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от

одного до трех переходов с кратковременными привалами для отдыха и дает
большую двигательную нагрузку.
Третья

часть -

длительная

привал. После продолжительного

следует предоставить возможность мышечного расслабления. На

движения детям
привале с детьми

организуются различные игры, наблюдения, рисование.
Четвертая часть -

возращение детей в детский сад - по кратчайшему пути,

поскольку дети уже утомлены. При этом проводится свободная беседа с детьми.
При подведении итогов проводится беседа с детьми об увиденном, обсуждают
полученные впечатления. Отчет о походе дети делают как последовательный рассказ
в рисунках (рисуют схемы маршрута, объекты природы все, что запомнилось на
маршруте следования).
Целью подведения итогов каждой туристической прогулки заключается в том,
чтобы оценить уровень развития познавательных и двигательных способностей
детей.
В связи с этим подведение итогов осуществляется по следующим направлениям:
1. Получение новых впечатлений, обогащение представлений;
2. Овладение новыми видами движений, туристическими навыками;

3. Проявление дружеских взаимоотношений.

Основные направления работы с детьми в схеме.

Подготовка детей к туристским
прогулкам на подготовительном
этапе

Психологическая

Познавательное развитие

Я и природа

Ориентирование
Я и мое здоровье

Физическая
Ориентирование

Туризм и туристы
Краеведение

Общая

Специальная

Этапы подготовки и функции персонала МДОУ при подготовке к
туристическим прогулкам
Воспитатель

Преподаватель
физкультуры

Медицинский

заведующий

персонал

1 Подготовка к туристическим прогулкам
1 Проводит работу 1 Осуществляет

1Формируют

1 Создает

родителями физическую
подготовку детей к
подготовке
прогулкам, проводит
необходимой
тематические и
одежды, обуви, сюжетные
физкультурные
личного
занятия, досуги,
туристического
тренировочные
прогулки по
инвентаря.
облегченному
2 Осуществляет
маршруту.
необходимую
Разрабатывает
психологическую маршруты с
наименьшим
подготовку
пересечением
детей, проводит автомобильных
дорог и составляет
познавательные
конспекты
занятия, беседы, туристических
прогулок с учетом
тематические
сезона и физической
подготовленности
игры
детей.
2 Проводит
стартовую
диагностику
двигательной
подготовленности
детей.

группы детей на
основе состояния
здоровья и темпов
физического
развития.
Осуществляют
контроль
над соответствием
нагрузки на
физкультурных
занятиях.
Комплектуют
специальную
походную аптечку.
2 Проводят
беседы о правилах
безопасного
поведения в
природных
условиях, о
способах оказания
первой
медицинской
помощи.

условия для
организации
нового вида
двигательной
деятельности в
детском саду.
2 Осуществляет
необходимую
работу по
повышению
квалификации
кадров по
данному вопросу.

с

2 Проведение туристических прогулок
1 Вместе с детьми

1 проводит вместе с

1 Осуществляет

1. обеспечивает

распределяет
туристические
должности.
2 Контролирует
качество и подготовки и

воспитателем
туристические
прогулки заранее
намеченным
маршрутам.

медицинский
контроль за
соответствием
получаемой
физической

участие взрослых
( не менее двух
на группу) в
проведении
прогулок.
2. Готовит приказ

состояние личного
снаряжения, обуви и
одежды.
3 Наряду с
инструктором
участвует в
организации игр и
свободных занятий на
привале.

3.

2 Осуществляет
дифференцированный
подход в
определении
физической и
психической
нагрузки, подборе
познавательного
материала.

нагрузки
возможностям
детей.
2. При
необходимости
дают советы по
подбору одежды
ребенка в
зависимости от
погоды и
состояния
здоровья
дошкольника.

о выходе детей
за пределы
дошкольного
учреждения.

Подведение итогов

1 Организует выставку
поделок из природного
материала,
рисунков
детей, фоторепортажи
для родителей.

1 Проводит итоговые 1 Ведет динамику
досуги,
физкультурные
праздники.

заболеваемости и
физического
развития детей.

2. Проводит итоговые
беседы, игры
на
закрепление
знаний
туристических
навыков.

2 Осуществляет
итоговую
диагностику
двигательной
подготовленности
детей.

2 Дают
рекомендации по
дозированию
нагрузки в
последующих
прогулках.

3. Создает условия на
прогулке и в группе
для
отражения
полученных
впечатлений
в
самостоятельной
игровой, двигательной,
художественнотворческой
деятельности

1 организует
работу по
анализу
проводимой
работы, обобщает
накопительный
опыт.

План работы : « ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК»
№

Цели- задачи

название
Сентябрь
На природу

Воспитывать любовь к природе.

В лес ( березовая роща)

Уточнить и расширять знания детей о туристах.

На речку
На стадион

Формировать необходимые навыки ( туриста)
Развивать

физические

выносливость,

быстроту

качества,

ловкость,

реакции.

Учить

преодолевать трудности, радоваться своим успехам
и достижением соперников. Выявить физические
возможности детей.

Октябрь
Оздоровительные - получение запаса бодрости и
работоспособности.

На речку
На стадион
В библиотеку

Спортивно-

тренировочные-

преодолению

естественных

обучение

препятствий

и

ориентировки на местности.
Познавательные- Изучение родного края. Развивать
эмоциональные возможности

детей ( смотреть и

видеть, слушать и слышать) Формировать начальные
туристические навыки.

Ноябрь
Развивать

двигательную

активность

и

выносливость. Совершенствовать навыки ходьбы,

На речку

бега,

В лес

приобщать

В музыкальную

прыжков.
к

Развивать
удивительному

любознательность,
миру

природы и

воспитание бережного отношения к ней.

Декабрь
На стадион

Продолжать

проводить

комплекс

закаливающих

Саночный поход.

процедур с использованием природных факторов

На речку.

( воздух, солнце)

в

сочетании

упражнениями.

Приучать

организовывать

спортивные

с

физическими
самостоятельно

игры

используя

оборудование ( санки).
Учить

детей

быть

осторожными

при переходе

через дорогу. Закреплять знания как вести себя в
экстренных

ситуациях. Воспитывать собранность,

внимание, бесстрашие и эмоциональность.

Январь.
На горку
К

новогодней

Повышать

елке

на

площади.
На каток.

у

детей

работоспособности.
детей в

уровень

физической

Удовлетворять

потребность

движении. Развивать

доброжелательные

отношения со сверстниками в процессе совместной
двигательной

деятельности.

Воспитывать

самостоятельность.

Февраль.
В дом детского творчества.
По улице Оболенского.
На каток.

Формировать
физические

интерес
качества -

к

туризму.

Развивать

ловкость, выносливость,

быстроту. Учить преодолевать трудности, радоваться
своим успехам и достижениям сверстников.
Учить детей при переходе улицы соблюдать

В музей

правила дорожного движения

Март
В ДЮСШ
В Детскую библиотеку.
На речку

Содействовать развитию положительных эмоций,
умение общаться со своими сверстниками,
взаимопонимание и сопереживание. Развивать
настойчивость и выдержку при достижении цели,
стремление к качественному выполнению
движений. Воспитывать самостоятельность и
любовь к спорту. Расширять знания детей.
Использовать двигательный опыт, умения, навыки в
различных условиях. Формировать умения и навыки.
Наблюдать, анализировать.

Апрель - Май.
Оздоровительные - получение запаса бодрости и

В пожарную часть.
К аптеке.
По улице 50 лет
Октября
В школу.
К ПАМЯТНИКАМ
ПОГИПШИМ ВОИНАМ.

работоспособности.
Спортивно- тренировочные- обучение преодолению
естественных препятствий и ориентировки на
местности.
Познавательные- Изучение родного края. Развивать
эмоциональные возможности детей ( смотреть и
видеть, слушать и слышать) Формировать начальные
туристические навыки.

Таким образом, проблема развития детского туризма очень
актуальна на сегодняшний день.
Специалисты считают, что в перспективе детско- юношеский туризм может и
должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в
России.
Возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского
туризма не только с точки зрения дополнительной деятельности, но и с
позиции

экономической

экономические

эффективности

отношения,

возникшие

этого

в

направления. Новые

настоящее

время

в

нашей

стране, обострились проблемы в детском туризме, требуют изменений в
подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового
детского туризма.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм
предоставляет

уникальную

возможность

глубже

узнать и

наглядно

ознакомиться с историческим и культурным наследием своего края, своей
страны, пробудить у молодых людей чувства национального самосознания,
воспитывать

уважение

и

терпимость

к

быту

и

обычаям

других

национальностей и народов.
Велика роль путешествий и обеспечение многостороннего развития
личности. Именно
подрастающему
интеллектуального

походы, прогулки,
поколению
уровня,

экскурсии

возможность
развития

для

могут

дать

повышения своего

наблюдательности,

способности

воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство
снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в

подрастающем

поколении

коммуникабельности,

самодисциплины,

адаптации к условиям современной жизни.
Кроме того, детский спортивно- оздоровительный туризм является одной
из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Способствующих
формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что
имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего
поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный
способ

передачи

новому

поколению

накопительного

человечеством

жизненного опыта и материально- культурного наследия, формирования
ценностных

ориентаций,

нравственного

оздоровления

и

культурного

развития наций один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных
экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры,
скатываться в криминальную среду, наркоманию.
Перед Российским государством и обществом стоят первоочередные
задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир

детского туризма и

развивать его во всех формах и видах.

Чтобы

обеспечить воспитание здорового

физическому

воспитанию

средствами

ребенка работа по
туризма в

детском

учреждении должна строиться в следующих направлениях.
1. Создание

благоприятных

условий для

физического

развития и

снижения заболеваемости детей.
2. Комплексное

решение

физкультурно-

контакте с медицинскими работниками.

оздоровительных

задач

в

3. Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и
семьи.
4. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка,
уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
5. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными.
6. Закаливающими
контрастными

процедурами: бег
воздушными

по

лестнице в

совокупности

с

ваннами, проведение физкультурных

занятий босиком (полы без ковровых покрытий).
7. Обязательно включение в комплекс физического воспитания элементы
дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости
кардио- респираторной

системы, таких

как медленный бег. Ходьба,

подъем на ступеньку, приседания.
8. Повышение двигательной активности ребенка:
а) увеличение количества физкультурных занятий до 3 в неделю( их
общая продолжительностью 3 часа)
б )организация тренировочных секций ( юный турист)
в) проведение

учебно- организационных

занятий в

движении(

музыкальные без стульчиков)
г) обеспечение максимальной подвижности ребенка в условиях группы.
9. Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка
двигательной активности путем вычисления моторной плотности.
10. Достаточный медицинский контроль за физическим воспитанием и
оперативная

медицинская коррекция выявленных

нарушений в

состоянии здоровья.
а) оценка физического развития ребенка с определением биологической
зрелости выделение группы риска( 1 раз в год, осенью).

б) определение физической работоспособности детей.
в) углубленные врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья .
г) осмотр детей на предмет выявления нарушения осанки; введения в
утреннюю гимнастику и в физкультурные занятия упражнения для
укрепления

мышечного

каркаса

спины, профилактики

сутулости,

сколиозов.
д) определение физической подготовленности ( 2 раза в год,

оценивая показатели в динамике на начало и конец учебного
года).

Диагностическое исследования уровня развития состояние
здоровья детей

по

физическому

воспитанию средствами

туризма.

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их
физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Основной является мониторинг состояния здоровья и уровня физической
подготовленности детей.
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является
диагностическая работа, которая проводится с детьми инструктором ( воспитателем) и
медицинской сестрой детского сада.
Мониторинг используется для оценки исходного уровня развития дошкольников, с
тем, чтобы определить для каждого из них оптимальную « ближайшую» зону
здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков.
Необходимо выделить детей способных и детей, отстающих в двигательном
развитии от сверстников. Для тех и других, а также для детей, занимающих среднее
положение между ними, намечаются такие ориентиры, их развития, которые обеспечат
прогрессирование их двигательных способностей. Важно обратить вниманиенеобходимо не просто подтянуть уровень развития

движений у ребенка, а развивать

его способности, интерес к двигательной деятельности но и физической культуре в
целом. Наиважнейшими условиями для этого служат: разновидность физкультурнопредметной и игровой среды, оптимальный двигательный режим, обеспечение
достаточной площади для движений и времени для самостоятельной деятельности.
Двигательное развитие ребенка определяется показателями физического состояния
его организма.
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при
характеристике физического состояния необходимо учитывать динамику физического
развития, физической подготовленности, двигательной активности и функционального
состояния.

Задачи :
Включение ( развитие) познавательной активности, знакомство с окружающим миром;
Развитие эмоциональных возможностей детей ( смотреть и видеть, слушать и
слышать).
Оздоровление и закаливание ребенка, развитие его физических возможностей.
Формирование начальных туристических навыков и умений.
Воспитание привычки поведения в группе и на природе.
Целью подготовительного этапа было:
1. Определение уровня привычной двигательной готовности детей.
2. Психофизиологическая готовность.
1.Для этого проводилась диагностика физического развития ребенка.
Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и
функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил,
выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие человека
обусловлено наследственными факторами, условиями жизни и воспитания.
Основными антропометрическими показателями физического развития являются
длина и масса тела, окружность грудной клетки и осанка.
Длина тела (рост)- наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние
пластических процессов в организме. Если длина тела отстает от должного на 20%,
необходимо консультация эндокринолога. Длина тела дошкольников служит одним из
критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для
правильной осанки массы тела и окружности грудной клетки.
Масса тела ( вес )- Отражает степень развития костной и мышечной системы,
внутренних органов, подкожной жировой клетчатки и зависит от конституционных
особенностей ребенка. От внешне средовых факторов, в том числе и от физической
нагрузки.
На этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Перед детьми
ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания
ребенка, формируются необходимые навыки.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы, читается
художественная литература, рассматриваются иллюстрации, готовится туристическое
снаряжение, что помогает формировать у детей яркие, образные представления,
активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и
желаний овладеть туристическими умениями. Важное место отводится играм « Мы
туристы», « Идем в поход»
Целью основного этапа .
1. Определение уровня двигательных способностей.( таблица № 1)
2. Состояние здоровья.

Физическая подготовленность - характеризуется развитием у детей
двигательных и физических качеств: В дошкольном возрасте
определяются такие физические качества:
А) Быстроту - по времени про бегания 10м с хода.
Б ) скоростно - силовые качества по времени про бегания 30 м со старта, длине
прыжка, высоте прыжка с места, челночный бег, дальность броска мяча из за
головы двумя руками, дальность метания груза массой 200гр правой и левой рукой.
Для успешного овладения детьми двигательными навыками и развития и развития
их физических качеств необходим постоянный контроль и учет показателей
основных видов движений. Контрольные нормативы должны не только давать
представление о физической подготовленности к туристическим навыкам, но и
способность развитию у детей к движению, но и повышению своих результатов.
Методика оценки физической подготовленности разработана В И Солодянкиной. И
А Гагариной под руководством профессора Ф Г Лапицкого
( Таблицы показателей нагрузки детей во время туристических прогулок )
Целью контрольного этапа - было подведение итогов и проведение анализа
работы.
При подведение итогов проводятся беседы с детьми об увиденном,
обсуждаются полученные впечатления . Отчет о туристических умениях
делают в виде рассказа, рисунков.
Проводится итоговый мониторинг физических показателей ( май месяц)

Заключение.
На современном этапе достаточно часто встречаются дети с физическим
недоразвитием.
Дети, у которых есть какие либо нарушения ( избыточный вес, плохая координация
движений и т.д.) составляют значительные группы от общего числа детей,
зачисляемых на индивидуальные занятия. Преодоление физического недоразвития
достигается путем целенаправленной работы по коррекции двигательных навыков и
физического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста физической культурефизкультуре- оздоровления ( элементами туризма) включает, прежде всего
ознакомление со своим краем, обеспечивает воспитаннику возможность сохранения
здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, и использование их в
повседневной жизни.
Дети, поступающие в группы с использованием элементарного туризма, должны
усвоить объем основных знаний, умений и навыков. Которые необходимы для
успешного обучения в образовательной школе и дальнейшей жизни.
Главной особенностью физического развития и укрепления здоровья детей
дошкольного возраста является элементарный туризм, который оказывает ни с чем
не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной
двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных
факторов : солнца, воздуха, воды.
Занятия туризмом ( при условии их систематичности) компенсируют так
называемый двигательный голод целесообразной двигательной активности.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и
рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных
патологий. Универсальность туризма еще в том, что он всесезонен. Следовательно,
можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и
повышения уровня физической и двигательной подготовленности.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи детям с физическим
недоразвитием является включение элементов коррекционно- физической работы в
процесс обучения элементам туризма. Здесь необходима такая связь между
педагогами и родителями.
Итак, раннее выявление детей с физическим недоразвитием и оказание им
индивидуальной помощи в специально организованных условиях помогает
корректировать физическую функцию у дошкольников.
По данным констатирующего эксперимента и опираясь на теоритические аспекты
исследования, было разработано диагностическое исследование детей с физическим
недоразвитием. Результаты по формированию контрольного среза показали
эффективность использования форм и методов работы по физическому развитию
средствами туризма. По результатам заданий, упражнений, индивидуальной работы,
подвижных игр, занятий, туристических прогулок, походов, экскурсий было
выявлено, что у детей с физическим нарушением произошел подъем вследствие
систематической работы.
В результате проведенной работы по физическому развитию и укреплению здоровья
детей средствами туризма можно сделать выводы:
Если вести целенаправленную работу по физическому развитию и укреплению
здоровья детей средствами туризма с более раннего возраста, то уровень
двигательных способностей у детей будет намного выше.
У детей значительно повысился двигательный уровень, дети стали меньше болеть
простудными болезнями, повысился интерес к физической культуре и спорту.
Исходя из данных диагностики была построена диаграмма, на основании
которой можно сказать, что проводимая физкультурно- оздоровительная работа в
МДОУ « Турунтаевский ЦРР- д/сад» имеет положительную динамику. Уровень
физического развития детей при переходе из одной группы в другую имеет
стабильный прирост

Показатели физической нагрузки детей во время туристической прогулки
Основные показатели
Протяженность туристической прогулки в оба
конца без учета двигательной активности на
привале.
Пешая прогулка в теплый и холодный период.
С учетом двигательной активности на привале
Пешая прогулка в теплый и холодный период
Продолжительность туристической прогулки
Теплый период
Холодный период
Время непрерывного движения по маршруту
Пешая прогулка в теплый и холодный период
Общее время в пути в один конец
Пешая прогулка в теплый и холодный период
Продолжительность промежуточного привала
Количество упражнений для организационной
двигательной активности
Вес рюкзака

Минимальная Максимальная
нагрузка
нагрузка
4 км
2,5 км
1,5 км
3,5 км
2, 5 км

2,5 км
5 км
3 км

2 часа
1.5 час

3часа
2,5 час

20 мин

30 мин

25 мин
5 мин

40 мин
Проводится в
случае
необходимости

3
500 гр

8
1500 гр

К концу года ребенок должен выполнить следующие нормативы.
Бег 1000 метров
Бег 30м ( с)
Прыжок в длину с места
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа ( раз )
Лазанье равноименным способом(с)
Метание предмета ( 200г) (см)
Прыжки в длину с разбега (см)

мальчики

девочки

8,2
100
10

8,8
99
6

17.7
9.8 (п) 5.9 (л)
167

12.5
8.3(п) 5.7 (л)
153


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».