Парциальная программа ладушки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

Парциальная программа музыкального развития
«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
на 2023-2024 г.

с. Турунтаево
2023г.

Парциальная

программа

«Ладушки»

представляет

собой

оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она
учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потре
бностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерствав музицировании,
танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессионал
ьным подходом к развитиюмузыкальных способностей детей, их образного мышления, и р
азвитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанны
й оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять
комплексное
всестороннее
музыкальное
воспитание
и
развитиеребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику
средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так
же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный
раздел входят: планирование НОД для всех возрастных групп, циклограмма работы с
родителями, воспитателями и специалистамиДОУ.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось
много
нового.
Нам
предлагают
большое
количество
программ
по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились
дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию
и
организации
музыкального воспитания. На современном этапепедагогическая деятельность требует
обращения музыкального руководителяк новым формам работы с детьми. Ориентиром в
этом
направлении
является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализа
ции
основной
образовательной
программы
(ООП)
ДО,
определяющиеновое представление о содержании и организации музыкального воспит
ания. Определение ценностных ориентиров:
·
Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее внациональ
ную и мировую культуру;
·
Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности,обеспечиваю
щих ее развитие и самореализацию;
·
Формирование у воспитанников адекватной современному уровнюзнаний картин
ы мира.

Данная программа воспитательнообразовательной деятельности музыкального руководителя муниципального бюджетног
о дошкольного образовательного учреждения детского сада «Малыш»
составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе парциальной программы му
зыкального воспитания «Ладушки», авторов И.Новоскольцевой и И,Каплуновой

(издательство «Композитор» г.Санкт-Петербург» 2000), и в соответствии нормативно
- правовыми документами:
·
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
·
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.273110 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;
·
Письмом министерства образования Российской Федерации от14.03.2000 № 65/2316
«О
гигиенических
требованиях
к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучен
ия»;
·
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации
от17.10.2013г. №
1155
«Об
утверждении
федерального
государственногостандарта дошкольного образования»;
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое
средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное,
с
которыми
они
встречаются
в
жизни.
Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе парциальной программы
«Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцнвой..
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальномувоспитанию
для детей от 3-х до 7-ми лет.
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов ипредста
влений.
2. Заложить основы гармонического развития:
·
развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир,
отделять
негативную
аудиальную
информацию
от
позитивной,
дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыкив при
роде
·
развитие внимания
·
развитие чувства ритма
·
развитие индивидуальных музыкальных способностей
3. Приобщить воспитанников к русской народнотрадиционной и мировоймузыкальной культуре.
4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различныхвидах
музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах)
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм ижанров.
7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическоерасслаб
ление воспитанника.
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.

- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
Соотношение используемого материала с природным и
ем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.

светскимкалендар

Формы проведения занятий:
1.Традиционное 2.Ко
мплексное 3.Интегри
рованное
4. Доминантное
Структура музыкального занятия:
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоениемматериала де
тьми)
1.музыкально
–
ритмические
движения 2.развитие
чувства
ритма,
музицирование,3.пальчиковая гимнастика
4.слушание,
импровизация5.распевание,
пение 6.пляски, хороводы
7. игры.
Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:
только
качественная
аудиозапись
музыкииллюстрации и репродукции
малые
скульптурные
формыдидактический
материал игровые
атрибуты музыкальные инстру
менты
«живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)

·
·

Условия реализации программы:
1. Создание предметно-развивающей среды:
·
Обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциалапространства;
·
Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детейи взрослых
и возможность уединения;
Способствует реализации образовательной программы;
Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;

·
Должна
быть
содержательнонасыщенной, трансформируемой,полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
2. Программа по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную
программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой
возрастной группе, с учетом алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из
календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на
музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы.
Индивидуальная
работа
иразвлечения с детьми проводится во второй половине дня. Музыка используется в реж
имных моментах.
Целевые ориентиры:
Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует с
читать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
восприимчивость и передачу в пении, движении основных средстввыразительнос
ти музыкальных произведений;
сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкостьи точность д
вижений, пластичность);
умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальныеимпровизац
ии;
проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видахмузыкально
й деятельности.
Содержание программы
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной
группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и один вечер досуга.
Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй
половине
дня.
Учебный
план

Группа

Вторая Младшая
Средняя

Продолжительность
Кол-во
Кол-во
занятия
(мин) занятий
занятий
в
неделю в

15
20

2
2

98
98

год

Старшая

25

2

98

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных
занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей,
на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс
музыкального
воспитания,
обучения
и
развития
ребенка.
Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они
попадают в совершено другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся
еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и
в музыкальном воспитании. Музыкальная деятельность должна проходить не только на
занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального
руководителя и воспитателя. В определенные моменты воспитатель имеет возможность
использовать
музыкально-ритмический
материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание
под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи,
песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание,
одевание,
сборы
на
прогулку
и
т.
д.).
Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он
может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные
аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения
(компакт-диски)
к
музыкальным
занятиям.
Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует
музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает
эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой,
способствует
эстетическому
воспитанию.
В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие
мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять
движения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети,
слушая
пение
взрослого,
начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они
способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое - тихое, высокое
низкое,
быстрое
медленное).
Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном
направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и
плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными
движениями:
хлопать
в
ладоши,
топать
ножками,
делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками.
Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают»,
«зайчики
прыгают»,
«мишки
ходят
вперевалочку
и
топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музыкально-дидактические игры,
способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и
тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бубен, погремушка, колокольчик и
др.).
Воспитатель на занятии сам должен быть очень активным, эмоциональным, уметь во
время игры взять на себя ведущую роль. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель и
воспитатель на музыкальных занятиях были партнерами детям. Совместная деятельность
взрослого
и
малыша
способствует
формированию
положительных
эмоциональных
отношений.
В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны различия в умениях. Это связано, прежде
всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши
нерегулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью,
что естественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к
музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем
правильно организованной музыкальной деятельности является ярко выраженный интерес
у
детей
к
музыке:
внимание
во
время
слушания,
эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление
эмоциональной
и
музыкальной
активности.
Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно
подходить методически грамотно и исходить, прежде всего, от их педагогической
целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника,
ощутить
праздничную
атмосферу.
Для них это просто веселая игра, в которой ведущую роль выполняет воспитатель или
какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых
ситуаций много двигаются, выполняют определенные действия с атрибутами,
взаимодействуют
с
персонажами,
получают массу положительных эмоций. Не должно быть переизбытка материала, чтобы
малыши эмоционально не устали. Важно учитывать психологические и физические
возможности
детей.
Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое
количество незнакомых людей рядом всегда стресс. Замечено, что после таких
мероприятий дети заболевают. Педагоги в первую очередь должны думать только о
психологически
комфортном
состоянии
детей.
Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое
построение.
1. Приветствие
Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог,
здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности,
заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи
- воспитывается доброе,
внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В
непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у
детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый

и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий
диапазон и умение владеть своим голосом.
Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У
малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуко-высотного
слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного
возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью
звучащих и немых жестов,
придумывать приветствие самостоятельно.
2. Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились
согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении
музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в
пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида
движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные
(полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в
дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко
освоить то
или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и
вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с
заданием.
3. Развитие чувства ритма. Музицирование
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен
особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но
его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма
проводятся постоянно и
неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия,
варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой
детского музицирования.
Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук,
развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка.
Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в
свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в
дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание
при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную
выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно ,эмоционально. При
проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым,
писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуко-высотный слух и голос, что очень влияет
на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире
(каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для
персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное
творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое
эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный

мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук,
пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного,
задания ребенок не должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая
знакомые потешки только гласными звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-е - мы капусту рубим,
мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу-гем - мы
капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать
стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети,
придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление,
интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к
театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности,
об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно
вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.
5. Слушание музыки
Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное
направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной
культуры.
Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому
восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки»
является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены
произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки.
Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения
с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному
произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки,
придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование
аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных
фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже
прочувствовать характер, особенности произведения.
Показательно, что один из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у
детей любимым.
6. Распевание, пение
Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен
доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания
детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им
предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать
на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны
по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен
сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания
рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором,
ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям»
(когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием
поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты
(несколько детей), припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование
песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.
7. Пляски, игры, хороводы

Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под
музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной
атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве,
формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент
сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.)
исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В

хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и
под его пение,
так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и
выполнять движения.
Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются
довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны
непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается
любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и
развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные
движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое
наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают
красоту окружающего мира. Танцы для детей - это особый вид деятельности,
дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным
танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может
выразить посредством движения мысли, чувства, переживания.
Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные,
сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки,
кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея
танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность
исполнения.
Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не
требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые
танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество
педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений,
вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и
непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и
соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно,
хорошего музыкального вкуса.
2-я младшая группа
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога.
2. Ориентироваться в пространстве.
3. Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога.
4. Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка».
5. Маршировать, останавливаться с концом музыки.
6. Неторопливо, спокойно кружиться.
7. Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики.

8. Выполнять притопы.
9. Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей
соответствующие (марш и бег).
10. Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.).
Примерный репертуар:
«Ножками затопали». Музыка М. Раухвергера
«Птички летают». Музыка А. Серова
«Зайчики». Музыка К. Черни; Е. Тиличеевой; М. Раухвергера
«Фонарики». Русская народная мелодия
«Ай-да!». Музыка и слова Г. Ильиной
«Кто хочет побегать?». Литовская народная мелодия; музыка Л. Вишкарева
«Птички летают и клюют зернышки». Швейцарская народная мелодия
«Погуляем». Музыка Т. Ломовой
Упражнение для рук. «Вальс». Музыка А. Хачатуряна; польская народная
мелодия
«Петушок». Русская народная прибаутка
Упражнение с лентами. Болгарская народная мелодия
Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка Э. Парлова
«Кружение на шаге». Музыка Е. Аарне
Упражнение для рук. «Стуколка». Украинская народная мелодия
«Большие и маленькие ноги». Музыка В. Агафонникова
«Большие и маленькие птички». Музыка И. Козловского
«Мишка». Музыка В. Раухвергера
«Марш и бег». Музыка Е. Тиличеевой
«Марш». Музыка Ю. Соколовского
«Бег и махи руками». Музыка А. Жилина
Упражнение «Спокойная ходьба и круужение». Русская народная мелодия
«Топающий шаг». Музыка М. Раухвефгера
«Галоп». Чешская народная мелодия
Игра «Самолет». Музыка JI. Банниковой
Упражнение «Притопы». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой
«Медведи». Музыка Е. Тиличеевой
«Да-да-да!». Музыка Е. Тиличеевой
«Бег». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Воротики». Музыка Т., Ломовой
Упражнение «Выставление ноги на паятку». Русская народная мелодия
«Кошечка». Музыка Т. Ломовой
«Бег и подпрыгивание». Музыка Т. Л1омовой
«Воробушки». Венгерская народная нмелодия
«Побегали - потопали». Музыка В. Кетховена
«Мячики». Музыка М. Сатулиной
«Лошадки скачут». Музыка В. Витлшна

Упражнение «Хлопки и фонарики»
«Жуки». Венгерская народная мелодшя
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи:
1. Выполнять ритмичные хлопки в ладоши и по коленям.
2. Различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения
(хлопки и
«фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения.
3. Произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных
ритмических формулах
(уменьшительно).
4. Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или
имя.
5. Различать долгие и короткие звуки.
6. Проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных
инструментах простейшие
ритмические формулы.
7. Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов.
Примерный репертуар:
«Веселые ладошки»
Знакомство с бубном
«Хлопки и фонарики»
Игра с бубном
Знакомство с треугольником
Игра «Узнай инструмент»
Игра «Наш оркестр»
Игра «Тихо - громко»
Игра «В имена»
Дидактическая игра «Паровоз»
Игра «Веселые ручки»
Музыканты и игрушки
Игры с картинками
Играем для игрушек
Игра «Звучащий клубок»
Играем на палочках и бубенцах
Песенка про мишку
Ритмические цепочки
Учим куклу танцевать
Ритм в стихах
Игры с пуговицами
Музыкальное солнышко
Ритмическая игра «Жучки»
Пальчиковая гимнастика
Задачи:

1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
4. Развитие памяти и интонационной выразительности.
Примерный репертуар:
«Прилетели гули»
«Ножками затопали»
«Бабушка очки надела»
«Шаловливые пальчики»
«Тики-так»
«Мы платочки постираем»
«Наша бабушка идет»
«Кот Мурлыка»
«Сорока»
«Семья»
«Две тетери»
«Коза»
«Овечки»
«Жук»
Слушание музыки
Задачи:
1. Различать музыкальные произведения по характеру
2. Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная,
веселая).
3. Различать двухчастную форму.
4. Эмоционально откликаться на музыку.
5. Выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное
сопровождение.
6. Узнавать музыкальные произведения.
7. Различать жанры: марш, плясовая, колыбельная.
Репертуар:
«Прогулка». Музыка В. Волкова
«Колыбельная». Музыка Т. Назаровой
Русские плясовые мелодии
«Осенний ветерок». Музыка А. Гречанинова
«Марш». Музыка Э. Парлова
Народные колыбельные песни
«Дождик». Музыка Н. Любарского
«Медведь». Музыка В. Ребикова
«Вальс Лисы». Вальс. Музыка Ж. Колодуба
«Полька». Музыка Г. Штальбаум
«Колыбельная». Музыка С. Разоренова
«Лошадка». Музыка М. Симановского
«Полька». Музыка 3. Бетман

«Шалун». Музыка О. Бера
«Капризуля». Музыка В. Волкова
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой
«Резвушка». Музыка В. Волкова
«Воробей». Музыка А. Рубаха
«Мишка пришел в гости». Музыка М. Раухвергера
«Курочка». Музыка Н. Любарского
«Дождик накрапывает». Музыка Ан. Александрова
Распевание, пение
Задачи:
1. Реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться.
2. Передавать в интонации характер песен.
3. Петь а капелла, соло.
4. Выполнять простейшие движения по тексту.
5. Узнавать песни по фрагменту.
6. Учить звукоподражанию.
7. Проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро,
страшно и т. д.).
Примерный репертуар:
«Петушок». Русская народная песня
«Ладушки». Русская народная песня
«Птичка». Музыка М. Раухвергера. Слова А. Барто
«Собачка». Музыка М. Раухвергера. Слова М. Комиссаровой
«Осень». Музыка И. Кишко. Слова И. Плакиды
«Кошка». Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель
«Зайка». Русская народная песня
«Елочка». Музыка Н. Бахутовой. Слова М. Александровой
«Елочка». Музыка М. Красева. Слова 3. Александровой
«Дед Мороз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Елка». Музыка. Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой
«Машенька-Маша». Музыка и слова С. Невельштейн
«Топ-топ, топоток...». Музыка В. Журбинского. Слова И. Михайловой
«Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной
«Самолет». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Найденовой
«Заинька». Музыка М. Красева. Слова Л. Некрасовой
«Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Найденовой
«Маша и каша». Музыка Т. Назаровой. Слова Э. Мошковской
«Маме песенку пою». Музыка Т. Попатенко. Слова Е. Авдиенко
«Бобик». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Кукловской
«Я иду с цветами». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Дымовой
«Пирожки». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской
«Игра с лошадкой». Музыка И. Кишко. Слова Н. Кукловской
«Есть у солнышка друзья». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Е. Карагановой
«Серенькая кошечка». Музыка В. Витлина. Слова Найденовой

«Кап-кап». Музыка и слова Ф. Финкельштейн
«Машина». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой
«Цыплята». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Поезд». Музыка Н. Метлова. Слова Т. Бабаджан
«Жук». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
«Ко-ко-ко». Польская народная песня
«Корова». Музыка М. Раухвергера. Слова О. Высотском
Пляски, игры, хороводы
Задачи:
1. Изменять движения со сменой частей музыки.
2. Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения.
3. Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.).
4. Исполнять пляски по показу педагога.
5. Передавать в движении игровые образы.
Примерный репертуар:
«Гуляем и пляшем». Музыка М. Раухвергера
«Гопак». Музыка М. Мусоргского
«Пляска с листочками». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Хитрый кот». Русская народная прибаутка
«Прятки». Русская народная мелодия
«Петушок». Русская народная песня
«Где же наши ручки?». Музыка Т. Ломовой. Слова И. Плакиды
«Пальчики - ручки». Русская народная мелодия
«Прятки с собачкой». Украинская народная мелодия
«Пляска с погремушками». Музыка и слова В. Антоновой
«Игра с погремушкой». Музыка Т. Вилькорейской
«Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской
«Птичка и кошка». (Любая веселая мелодия)
«Поссорились - помирились». Музыка Т. Вилькорейской
«Игра с мишкой». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой
«Веселый танец». Музыка М. Сатулиной
«Зайчики и лисичка». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой
«Пляска с султанчиками». Хорватская народная мелодия
«Самолет». Музыка Л. Банниковой. Слова А. Барто
«Сапожки». Русская народная мелодия
«Пляска зайчиков». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой и Т.
Волгиной
«Маленький танец». Музыка Н. Александровой
«Пляска с платочком». Музыка Е. Тиличеевой. Слова И. Грантовской
«Приседай». Эстонская народная мелодия. Слова Ю. Энтина
«Кошка и котята». Музыка В. Витлина
«Солнышко и дождик». Музыка М. Раухвергера. Слова А. Барто
«Березка». Музыка Р. Рустамова. Слова А. Метлиной
«Воробушки и автомобиль». Музыка М. Раухвергера

«Черная курица». Чешская народная песня
«Табунщик и лошадки». Музыка В. Витлина; чешская народная мелодия
«Кот Васька». Музыка Г. Лобачева. Слова Н. Френкель
«Карусель». Русская народная мелодия
Средняя группа
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Ходить друг за другом бодрым шагом.
2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них
движения.
3. Выполнять разнообразные движения руками.
4. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей
музыки.
5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь).
6. Выполнять прямой галоп.
7. Маршировать в разных направлениях.
8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.
9. Легко прыгать на носочках.
10. Спокойно ходить в разных направлениях.
Примерный репертуар:
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой
«Барабанщик». Музыка Д. Кабалевского
Упражнение «Качание рук с лентами». Музыка А. Жилина
Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия
«Колыбельная». Музыка С. Левидова
Упражнение «Прыжки». Музыка Д. Кабалевского
«Лошадки». Музыка Л. Банниковой
«Марш». Музыка Ф. Шуберта
Упражнение «Хлопки в ладоши». Английская народная мелодия
Упражнение «Ходьба и бег». Латвийская народная мелодия
Упражнение «Кружение парами». Латвийская народная мелодия
Упражнение «Шагаем, как медведи». Музыка Е. Каменоградского
Упражнение «Хороводный шаг». Русская народная мелодия
«Всадники». Музыка В. Витлина
Упражнение «Выставление ноги на носочек»
Упражнение «Выставление ноги на пятку»
Упражнение «Саночки». Музыка А. Филиппенко
Упражнение «Выставление ноги на носок и пятку»
Упражнение «Хлоп-хлоп». Музыка И. Штрауса
Упражнение «Машина». Музыка Т. Попатенко
«Зайчики». Музыка Д. Кабалевского
Упражнение «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко
Упражнение «Дудочка». Музыка Т. Ломовой

Упражнение с флажками. Музыка В. Козырева
Упражнение «Марш и бег под барабан»
Упражнение «Подскоки». Французская народная мелодия
Упражнение «Птички летают». Музыка А. Жилина
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи: 1. Пропевать долгие и короткие звуки.
2. Правильно называть графические изображения звуков.
3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок.
4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.
5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.
6. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой.
7. Играть последовательно.
Примерный репертуар:
«Андрей-воробей»
«Петушок»
«Котя»
«Зайчик ты, зайчик»
«Лошадка»
«Ритмические цепочки»
«Где наши ручки»
«Летчик»
Дидактические таблицы
«Сорока»
Игра «Узнай инструмент»
«Барашеньки»
Игра «Веселый оркестр»
«Я иду с цветами»
Ритмическая игра «Паровоз»
«Спой и сыграй свое имя»
«Ежик»
Дидактические таблицы
«Марш на барабане»
«Два кота»
«Полька для зайчика»
«Играем для лошадки»
«Василек»
«Самолет»
«Марш для летчика»
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Укрепление мышц пальцев руки.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
4. Развитие памяти и интонационной выразительности.

5. Развитие артикуляционного аппарата.
Примерный репертуар:
Повторение упражнений из репертуара младшей группы
«Побежали вдоль реки»
«Раз, два, три, четыре, пять»
«Капуста»
«Мы капусту рубим»
«Снежок»
«Овечка»
«Шарик»
«Два ежа»
«Замок»
«Пекарь»
«Есть такая палочка»
Слушание музыки
Задачи:
1. Различать жанровую музыку.
2. Узнавать и понимать народную музыку.
3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с
помощью педагога).
4. Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер.
5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям,
мотивировать свой
выбор.
Примерный репертуар:
«Марш». Из кинофильма «Веселые ребята». Музыка II Дунаевского.
Слова В. Лебедева-Кумача
Русские плясовые мелодии
«Полька». Музыка М. Глинки
«Грустное настроение». Музыка А. Штейнвиля
«Вальс». Музыка Ф. Шуберта
«Кот и мышь». Музыка Ф. Рыбицкого
«Бегемотик танцует».
«Вальс-шутка». Музыка Д. Шостаковича
«Немецкий танец». Музыка JI. Бетховена
«Два петуха». Музыка С. Разоренова
«Смелый наездник». Музыка Р. Шумана
«Маша спит». Музыка Г. Фрида
«Вальс». Музыка А. Грибоедова
«Ежик». Музыка Д. Кабалевского
«Полечка». Музыка Д. Кабалевского
«Марш солдатиков». Музыка Е. Юцевич
«Колыбельная». Музыка В. А. Моцарта. Русский текст С. Свириденко

«Шуточка». Музыка В. Селиванова
«Папа и мама разговаривают». Музыка И. Арсеева
«Марширующие поросята». Музыка П. Берлин
Распевание, пение
Задачи:
1. Передавать в пении характер песни.
2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом.
3. Подыгрывать на музыкальных инструментах.
4. Правильно выполнять дыхательные упражнения.
Репертуар:
«Андрей-воробей». Русская народная песня
«Чики-чики-чикалочки». Русская народная песня
«Барабанщик». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной и Н. Найденовой
«Кто проснулся рано?». Музыка Г. Гриневича. Слова С. Прокофьевой
«Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко
«Колыбельная зайчонка». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
«Лошадка Зорька». Музыка Т. Ломовой. Слова М. Ивенсен
«Осень». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Шибицкой
«Осенние распевки». Музыка и слова М. Сидоровой
«Варись, варись, кашка». Музыка Е. Туманян. Слова А. Рождественской
«Первый снег». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Горина
«Веселый Новый год». Музыка Е. Жарковского. Слова М. Лаписовой
«Дед Мороз». Музыка В. Герчик. Слова Е. Немировского
«Елка-елочка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой
«Песенка про хомячка». Музыка и слова J1. Абелян
«Саночки». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Паровоз». Музыка Г. Эрнесакса. Слова С. Эрнесакс
«Мы запели песенку». Музыка Р. Рустамова. Слова Л. Мироновой
«Воробей». Музыка В. Герчик. Слова А. Чельцова
«Ежик». Распевка
«Новый дом». Музыка Р. Бойко. Слова Л. Дербенева
«Весенняя полька». Музыка Е. Тиличеевой. Слова В. Викторова
«Солнышко». Распевка
«Три синички». Русская народная песня
«Самолет». Музыка М. Магиденко. Слова С. Баруздина
«Летчик». Музыка Е. Тиличеевой
«Зайчик». Музыка М. Старокадомского. Слова М. Клоковой
«Хохлатка». Музыка А. Филиппенко. Слова неизвестного автора
«Веселый жук». Музыка и слова Р. Котляревского
«Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной
«Веселый поезд». Музыка 3. Компанейца. Слова О. Высотской
«Заинька». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Черницкой
«Конь». Музыка М. Красева. Слова М. Клоковой
«Дождик». Русская народная песня

«Барабан». Музыка Г. Левкодимова. Слова И. Черницкой
«Почтальон». Музыка А. Самонова. Слова А. Расцветникова
«Ехали, ехали». Музыка М. Иорданского. Слова И. Токмаковой
«Елочка». Музыка и слова Н. Вересокиной
«К деткам елочка пришла». Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой
«Снежинки». Польская народная песня
«Танец около елки». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Михайловой
«Жучок». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Мои цыплята». Музыка Г. Гусейнли. Слова Т. Муталлибова
«Две тетери». Русская народная прибаутка
«Наш автобус голубой». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волг иной
«Мне уже четыре года». Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова
«Детский сад». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Два кота». Польская народная песня
Игры, пляски, хороводы
Задачи:
1. Изменять движения со сменой частей музыки.
2. Выполнять движения эмоционально.
3. Соблюдать простейшие правила игры.
4. Выполнять солирующие роли.
5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски.
6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог.
Игры, пляски, хороводы
Задачи:
1. Изменять движения со сменой частей музыки.
2. Выполнять движения эмоционально.
3. Соблюдать простейшие правила игры.
4. Выполнять солирующие роли.
5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски.
6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог.
Примерный репертуар:
«Нам весело». Украинская народная мелодия
«Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко
«Заинька». Русская народная песня
«Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой
«Ловишки». Музыка И. Гайдна
«Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Макшанцевой
«Пляска парами». Литовская народная мелодия
«Колпачок». Русская народная песня
«Хитрый кот». Русская народная прибаутка
«Ищи игрушку». Русская народная мелодия
«Дети и медведь». Музыка и слова В. Верховинца
«Вальс». Музыка Ф. Шуберта
«Полька». Музыка И. Штрауса

«Зайцы и лиса». Музыка Ю. Рожавской
«Танец клоунов». Музыка И. Штрауса
«Игра с погремушками». Музыка А. Жилина
«Покажи ладошки». Латвийская народная мелодия
«Игра с платочком». Русская народная мелодия
«Пляска с платочком». Хорватская народная мелодия
«Игра с ежиком». Музыка и слова М. Сидоровой
«Кто у нас хороший?». Русская народная песня
«Веселый танец». Литовская народная мелодия
«Жмурки». Музыка Ф. Флотова
«Летчики, на аэродром!». Музыка М. Раухвергера
«Вот так вот». Белорусская народная песня
«Белые гуси». Русская народная песня
«Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко
«Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко
«Как на нашем на лугу». Музыка Л. Бирнова. Слова А. Кузнецовой
«Кто у нас хороший?». Русская народная песня
«Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской
«Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко
«Как на нашем на лугу». Музыка Л. Бирнова. Слова А. Кузнецовой
«Кто у нас хороший?». Русская народная песня
«Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской
«Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
Старшая группа
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию.
2. Ходить парами, тройками, вдоль стен, врассыпную.
3. Останавливаться четко, с концом музыки.
4. Придумывать различные фигуры.
5. Выполнять движения по подгруппам.
6. Совершенствовать координацию рук.
7. Четко, непринужденно выполнять поскоки с ноги на ногу.
8. Выполнять разнообразные ритмичные хлопки.
9. Выполнять пружинящие шаги.
10. Выполнять прыжки на месте, с продвижениями, с поворотами.
11 . Совершенствовать движете галопа. Передавать выразительный образ.
12. Развивать плавность движений.
Примерный репертуар:
«Марш». Музыка Ф. Надененко
Упражнение для рук. Польская народная мелодия
«Великаны и гномы». Музыка Д. Львова-Компанейца
Упражнение «Попрыгунчики». Музыка Ф. Шуберта

Хороводный шаг. Русская народная мелодия
«Марш». Музыка В. Золотарева
«Прыжки». Английская народная мелодия
Упражнение «Поскоки». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Буратино и Мальвина»
Упражнение «Гусеница». Музыка В. Агафонникова
Упражнение «Ковырялочка». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка М. Роббера
«Всадники». Музыка В. Витлина
Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия
Упражнение «Аист»
Упражнение «Кружение»
Упражнение «Приставной шаг». Немецкая народная мелодия
«Попрыгаем и побегаем». Музыка С. Соснина
«Ветер и ветерок». Музыка Л. Бетховена
Упражнение «Притопы». Финская народная мелодия
«Марш». Музыка И. Кишко
Упражнение «Мячики». Музыка П. Чайковского
«Шаг и поскок». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Веселые ножки». Латвийская народная мелодия
«Марш». Музыка Н. Богословского
«Кто лучше скачет?». Музыка Т. Ломовой
«Побегаем». Музыка К. Вебера
«Спокойный шаг». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Полуприседание с выставлением ноги». Русская народная
мелодия
«Пружинящий шаг и бег». Музыка Е.Тиличеевой
Упражнение для рук. Шведская народная мелодия
«Разрешите пригласить». Русская народная мелодия
«После дождя». Венгерская народная мелодия
«Зеркало». Русская народная мелодия
«Три притопа». Музыка Ан. Александрова
«Смелый наездник». Музыка Р. Шумана
«Спортивный марш». Музыка В. Золотарева
Упражнение с обручем. Латышская народная мелодия
Упражнение «Ходьба и поскоки». Английская народная мелодия
Упражнение «Петушок». Латышская народная мелодия
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи:
1. Проговаривать ритмические формулы (долгие ии короткие звуки),
выложенные на
фланелеграфе.
2. Прохлопывать ритмические песенки.
3. Понимать и ощущать четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»).

4. Различать длительности в ритмических карточках.
5. Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы.
6. Осмыслить понятие «пауза».
7. Сочинять простые песенки.
8. Выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его.
Репертуар: Дидактическая картинка «Белочка»
«Тук-тук, молотком»
«Кружочки»
Дидактические таблицы
Ритмические карточки
Карточки и жучки
«Кап-кап»
«Гусеница»
Картинки
«Тик-тик-так»
«Рыбки»
«Солнышки и ритмические карточки
«Колокольчик»
«Живые картинки»
Ритмические карточки и снежинки
«Сел комарик под кусточек»
«По деревьям скок-скок!»
«Ритмический паровоз»
«Жучок»
Ритмические формулы из жучков
«Лиса»
«Маленькая Юлька»
«Федосья»
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Развитие речи, артикуляционного аппарата.
2. Развитие внимания, памяти, интонационной выразительности.
3. Развитие чувства ритма.
4. Формирование понятие звуковысотности.
Примерный репертуар:
«Поросята»
«Дружат в нашей группе»
«Зайка»
«Мы делили апельсин»
«Коза и козленок»
«Кулачки»
«Птички прилетели»
«Вышла кошечка»

«Цветок»
«Крючочки»
Слушание музыки
Задачи:
1. Знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Произведения из «Детского
альбома».
2. Различать трехчастную форму.
3. Продолжать знакомить с танцевальными жанрами.
4. Учить выражать характер произведения в движении.
5. Определять жанр и характер музыкального произведения.
6. Запоминать и выразительно читать стихи.
7. Выражать свое отношение к музыкальным произведениям в рисунке.
Примерный репертуар:
«Марш деревянных солдатиков». Музыка П. Чайковского
«Голодная кошка и сытый кот». Музыка В. Салманова
«Полька». Музыка П. Чайковского
«На слонах в Индии». Музыка А. Гедике
«Сладкая греза». Музыка П. Чайковского
«Мышка». Музыка А. Жилинского
«Болезнь куклы». Музыка П. Чайковского
«Клоуны». Музыка Д. Кабалевского
«Новая кукла». Музыка П. Чайковского
«Страшилище». Музыка В. Витлина
«Утренняя молитва». Музыка П. Чайковского
«Детская полька». Музыка А. Жилинского
«Баба Яга». Музыка П. Чайковского
«Вальс». Музыка С. Майкапара
«Игра в лошадки». Музыка П. Чайковского
«Две гусеницы разговаривают». Музыка Д. Жученко
«Вальс». Музыка П. Чайковского
«Утки идут на речку». Музыка Д. Львова-Компанейца
«Неаполитанская песенка». Музыка П. Чайковского
«Лисичка поранила лапу». Музыка В. Гаврилина
Распевание, пение
Задачи:
1. Петь выразительно, протягивая гласные звуки.
2. Петь, сопровождая пение имитационными движениями.
3. Самостоятельно придумывать продолжение (или короткие истории) к
песням.
4. Аккомпанировать на музыкальных инструментах.
5. Петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком».
6. Расширять певческий диапазон.
Примерный репертуар:

«Жил-был у бабушки серенький козлик». Русская народная песня
«Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Бай-качи, качи». Русская народная прибаутка
«Падают листья». Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен
«К нам гости пришли». Музыка Ан. Александрова. Слова М. Ивенсен
«От носика до хвостика». Музыка М. Парцхаладзе. Слова П. Синявского
«Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова С. Богомазова
«Наша елка». Музыка А. Островского. Слова 3. Петровой
«Дед Мороз». Музыка В. Витлина. Слова С. Погореловского
«Зимняя песенка». Музыка В. Витлина. Слова П. Кагановой
«Песенка друзей». Музыка В. Герчик. Слова Я. Акима
«Про козлика». Музыка Г. Струве. Слова В. Семернина
«Кончается зима». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой
«Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева. Слова С. Виноградова
«Динь-динь». Немецкая народная песня
«У матушки было четверо детей». Немецкая народная песня
«Скворушка». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой
«Вовин барабан». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца
«Я умею рисовать». Музыка и слова Л. Абелян
«Вышли дети в сад зеленый». Польская народная песня
«Веселые путешественники». Музыка М. Старокадомского. Слова С.
Михалкова
«Кукушка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой
«Елочка». Музыка Е. Тиличеевой. Слова М. Ивенсен
«Сею-вею снежок». Русская народная песня
«Голубые санки». Музыка М. Иорданского. Слова М. Клоковой
«Песенка-чудесенка». Музыка А. Берлина. Слова Е. Каргановой
«Веселая дудочка». Музыка М. Красева. Слова Н. Френкель
Игры, пляски, хороводы
Задачи:
1. Ходить простым русским хороводным шагом.
2. Выполнять определенные танцевальные движения: поскоки, притопы,
«ковырялочку»,
«пружинку» с поворотом корпуса и др.
3. Выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с
изменением силы
звучания музыки.
4. Ощущать музыкальные фразы.
5. Чередовать хороводные шаги с притопами, кружением.
6. Выполнять простейшие перестроения.
7. Согласовывать плясовые движения с текстом песен и хороводов.
8. Самостоятельно начинать и заканчивать движения.
9. Развивать танцевальное творчество.

Примерный репертуар:
«Воротики». Русская народная мелодия
«Приглашение». Украинская народная мелодия
«Шел козел по лесу». Русская народная песня
«Плетень». Музыка В. Калиникова. Слова народные
«Чей кружок скорее соберется?». Русская народная мелодия
«Пляска с притопами». Украинская народная мелодия
«Ловишки». Музыка И. Гайдна
«Веселый танец». Еврейская народная мелодия
«Ворон». Русская народная песня
«Займи место». Русская народная мелодия
«Кошачий танец». Рок-н-ролл
«Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой
«Отвернись
повернись».
Карельская
народная
мелодия
«Танец
в
кругу».
Финская
народная
мелодия
«Потанцуй со мной, дружок!». Английская народная мелодия
«Вот попался к нам в кружок». Игра «Не выпустим». Музыка и слова народные
«Парная
пляска».
Чешская
народная
мелодия
«Что нам нравится зимой?». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Некрасовой
«Догони
меня!»
«Будь
внимательным».
Датская
народная
мелодия
«Озорная
полька».
Музыка
Н.
Вересокиной
«Найди
себе
пару».
Латвийская
народная
мелодия
«Дружные
тройки».
Музыка
И.
Штрауса
«Сапожник».
Польская
народная
песня
«Светит
месяц».
Русская
народная
мелодия
«Ну
и
до
свидания».
Музыка
И.
Штрауса
«Горошина».
Музыка
В.
Карасевой.
Слова
Н.
Френкель
«Игра с бубнами». Музыка М. Красева«Веселые дети». Литовская народная
мелодия
«Земелюшка-чернозем».
Русская
народная
песня
«Перепелка».
Чешская
народная
песня
«Вышли
дети
в
сад
зеленый».
Польская
народная
песня
Детская танцевальная фантазия - двигательная импровизация под любую
музыку. Формирование и развитие танцевального творчества развивает у
детей эмоциональную отзывчивость , умение согласовывать свои действия с
действиями других детей, умение ориентироваться в пространстве, различать
музыкальные части произведения, фразы, соотносить свои движения с
динамическими оттенками. Свободныетанцевальные импровизации под
музыку в конце музыкального занятия содействуют мышечному
расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и
напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Музыкальный
материал и рекомендации к нему подробно изложены в сборнике «Музыка и
чудеса».

Праздники
Очень актуальная тема на сегодняшний день - это тема праздников в детском
саду. Яркие, радостные праздники оставляют в душе ребенка неизгладимый
след
и,
безусловно,
очень
нужны.
Тематика и содержание праздников должны быть понятны, доступны детям.
Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам
детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Педагог
должен предусматривать активное участие всех детей. Праздники «призваны
возбуждать в детях самое доброе и хорошее» (А. С. Симонович).
Подготовка к празднику не должна начинаться слишком рано, иначе дети
могут устать и даже потерять интерес к предстоящему событию. Недопустимо
«прогонять»
всю
программу
в
присутствии
всех
детей.
Девиз программы «Ладушки»: «Праздник - это то, что взрослые делают
для детей, а не то, что дети делают для взрослых!»
Праздник - это маленькое чудо, неожиданность, сюрприз. И дети этого
всегда ждут. Именно яркие, неожиданные моменты впечатляют детей и
надолго запоминаются. Праздники - это совместная деятельность
музыкального руководителя и воспитателя. Активное и творческое участие
взрослых в празднике - это залог того, что дети получат истинное
наслаждение,
радость,
удовлетворение.
Педагогическая деятельность музыкального руководителя ни в коем случае
не должна сводиться к проведению бесконечных праздников. Основа
музыкального воспитания – это качественные, очень насыщенные
музыкальные занятия. Именно на занятиях происходит музыкальное
образование, развитие и воспитание детей. Нужно находить различные формы
проведения праздников, которые бы не утомляли детей, а зачастую и
взрослых.
Все
хорошо
в
меру.
Педагог должен понимать педагогическую целесообразность праздников.
Работая исключительно над подготовкой праздника по сценарию, педагог
прекращает каждодневную работу по музыкальному развитию детей. Если
таких сценарных праздников несколько в течение учебного года, то ни о каком
музыкальном воспитании детей не может идти и речи. Поэтому все сценарии
обязательно нужно включать знакомый детям песенный и танцевальный
материал, индивидуально подготовленные показательные номера и сюрпризы
силами
взрослых.
Исходя из задач и содержания программы «Ладушки», у младших
дошкольников может быть один праздник - Новый год. В конспектах
предлагаются планы проведения праздников на основе знакомого
материала. Важно не забывать о психологическом и эмоциональном
состоянии
маленьких
детей.
У детей подготовительной группы - два подготовленных праздника в
году: Новый год и выпуск в школу Дети уже осознанно готовы и хотят
выступить перед родителями, как артисты. 8 Марта дети могут показать
спектакль, концерт, мюзикл, оперу, цирковое представление. Детям такие

формы проведения праздников очень нравятся и доставляют им большое
удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте у детей достаточно для этого навыков и
умений. Все другие мероприятия проводятся в форме досугов.
К теме «Праздники в детском саду» авторы подошли аргументированно.
Чтобы отойти от сложившегося стереотипа, провели анкетирование детей и
родителей.
Анкета для детей
1. Что такое праздники?
а) дома
б) в детском саду
2. Какие праздники в детском саду ты запомнил(а)?
Почему?
3. Что тебе больше нравится делать:
выступать или смотреть выступления других детей?
4. Если ребенок ответил: выступать
Вопрос: что тебе нравится делать на празднике?
а) петь
б) танцевать
в) читать стихи
г) играть на музыкальных инструментах
д) другое
5. Если ребенок ответил: смотреть выступление других детей
Вопрос: почему?
а) ты боишься
б) стесняешься
в) не умеешь
г) другое
Все
детские
ответы
следует
подробно
записывать.
Анализируя ответы детей, выяснилось, что запоминающиеся моменты на
празднике для них - это какой-то сюрприз, неожиданность. Они, как правило,
не говорили о том, что делали, а отмечали, что было новым, необычным.
Особое внимание нужно уделить вопросу «Что тебе больше нравится делать
на празднике?».
Большинство детей отвечали: «Смотреть». Это говорит о том, что ребенок не
уверен в себе, не имеет определенных навыков и знаний, стесняется. Педагог
должен сделать выводы и поставить перед собой определенные задачи, как
помочь ребенку стать активным и уверенным в себе.
Анкета для родителей
Поставьте + в той строке (да, нет, иногда), которая соответствует Вашему
мнению
№ Вопросы Да Нет Иногда
1. Нужны ли праздники в детском саду?
2. Посещаете ли Вы детские праздники?

3. Что Вы ждете от детского праздника:
* выступление своего ребенка
* выступления других детей
* интересного сценария, действия?
4. В какой роли Вы хотели бы видеть своего ребенка:
* чтеца
* певца
* танцора
* музыканта?
5. Можете ли Вы на детском празднике:
* спеть
* станцевать
* сыграть на музыкальном инструменте
* показать фокусы
* принять участие в спектакле?
6. Беспокоит ли Вас состояние Вашего
ребенка на празднике: волнение, страх,
какие-то комплексы?
7. Можете ли Вы с пониманием отнестись к неучастию Вашего ребенка в
солирующих номерах праздника
из-за испытываемых им переживаний?
Согласно ответам родителей, праздники нужны и ждут они интересного
сценария
и
действия
и
активного
участия
своего ребенка.
Необходимо организовывать встречи с родителями своих воспитанников,
доносить до них смысл детских праздников и их целесообразность, говорить о
психологическом комфорте детей, а также привлекать их самих к участию в
праздниках, спектаклях, развлечениях.
Не только праздники, но и развлечения являются особой формой организации
детской художественной деятельности, которая соединяет различимо виды
искусства. Цель развлечений показать детям интересные зрелища, обогатить
их
впечатлениями,
доставить
радость,
дать
им
возможность проявить творчество. Развлечения, так же как и праздники,
являются средством эстетического воспитания и развития детей.
Развлечения проводятся для одной или нескольких групп одновременно и
зависимости от тематики. Детей объединяют для совместного просмотра
спектакля, проведения викторин, забав, аттракционов, концертов, где у них
есть возможность посмотреть выступление других детей, получить новые
впечатления, проявить творческую активность, самостоятельность, смекалку,
находчивость. При этом формируется доброжелательное отношение друг к
другу,
развиваются
навыки
поведения
в
коллективе.
Развлечения носят различный характер в зависимости от возраста детей.
У детей 3-4 лет активность проявляется в основном при восприятии зрелищ и
выражается во внимательном созерцании, улыбке, хлопках в ладоши. У

многих детей наблюдается контакт со взрослыми, они могут подпевать,
танцевать по показу.
В среднем дошкольном возрасте у детей довольно высокая активность. Они
уже могут участвовать в развлечениях в качестве исполнителен (с помощью
взрослых).
Активность детей в старшем дошкольном возрасте проявляется в
самостоятельности, творчестве и индивидуальности: дети могут танцевать,
играть на музыкальных инструментах, петь, читать стихи и инсценировать их,
принимать участие в изготовлении атрибутов к спектаклям, сказкам.
Формы развлечений в дошкольных учреждениях очень разнообразны. Это
все виды театра (кукольный, настольный, теневой, театр пяти пальцев),
концерты, спектакли (как при участии взрослых, так и совместные). Вечера
досуга
включают
не
только
литературную,
изобразительную,
театрально-игровую деятельность, но и спортивную (упражнения, подвижные
игры,
соревнования,
эстафеты).
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и
воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных
способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в
процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель
с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих
навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных
занятийс
целью
диагностики
проводить
не
нужно.
Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на
музыкальных занятиях.
В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по
четырем основным параметрам:
1. Движение.
2. Чувство ритма.
3. Слушание музыки.
4. Пение.
Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей
дошкольного возраста.
Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых
занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не должны
чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует делать в их
отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую
и усложняются.
.
2-я младшая группа
Основной параметр - проявление активности.
1-е полугодие
1. Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в

дидактических играх, берет ли музыкальные инструменты сам, принимает ли
их из рук воспитателя, пытается ли на них играть.
2-е полугодие
1. Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в
дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них
играет.
4. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли
подобрать к ним картинку или игрушку.
Средняя группа
1-е полугодие
1. Движение: двигается ли ритмично.
2.Чувство ритма:
а) активно принимает участие в дидактических играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) играет на музыкальных инструментах.
3. Слушание музыки:
а) узнает знакомые произведения;
б) различает жанры.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поет;
в) узнает песню по вступлению.
2-е полугодие
1. Движение:
а) двигается ритмично;
б) чувствует начало и окончание музыки;
в) умеет проявлять фантазию;
г) выполняет движения эмоционально и выразительно.
2. Чувство ритма:
а) активно принимает участие в играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) ритмично играет на музыкальных инструментах.
У Слушание музыки:
а) различает жанры;
б) умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);
в) эмоционально откликается на музыку.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поет;
и) узнает песню по любому фрагменту.
Старшая группа

I Движение:
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки,
б) проявляет творчество (придумывает свои движения);
в) выполняет движения эмоционально.
2. Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах.
3. Слушание музыки:
а) эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами);
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального
произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трехчастную форму;
д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
е) способен придумать сюжет к музыкальному произведению.
4. Пение:
а) эмоционально и выразительно исполняет песни;
б) придумывает движения для обыгрывания песен;
в) узнает песни по любому фрагменту;
г) проявляет желание солировать.
Процесс диагностирования не должен носить формальный характер. Это
необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень
музыкальных способностей каждого ребенка и повозможности развить их.
Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей
нужно
бережно
и
разумно.
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс
интересным, ярким, разнообразным и эффективным. У детей расширяется
кругозор,
происходит
обогащение
музыкальными
впечатлениями,
формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Методическое обеспечение для работы
1 . Вторая младшая группа.
Авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день.,конспекты
музыкальных занятий СП б 6: Композитор, 2002г.
2. Средняя группа.
Авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день.,
конспекты музыкальных занятий СП б 6: Композитор, 2002
3. Старшая группа.Авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник
каждый день, конспекты музыкальных занятий СП б 6: Композитор, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».