ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста «Веселый светофорчик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Турунтаевский Центр развития ребенка– детский сад»
Принято
На педагогическом совете
протокол№1 от 01.09.2023

Утверждено
Заведующий МДОУ «ТЦРР-/с»
Григорьева К.М
Приказ №25 Б от 04.09.2023

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по формированию основ культуры безопасности
по правилам дорожного движения у детей дошкольного
возраста
«Веселый светофорчик»

1

Оглавление
Введение ........................................................................................................................... 3
1. Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного
движения. ......................................................................................................................... 7
1.1. Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного
возраста.......................................................................................................................... 7
1.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения. ........ 10
2. Организация работы по парциальной программе .................................................. 13
2.1. План программы .................................................................................................. 13
2.2. Перспективный план программы ........................................................................... 17
Список использованной литературы ............................................................................ 26

2

Введение
Актуальность и значимость этой темы очевидны. С каждым годом наш город
становится оживлённее. На улицах появляется всё больше автомобилей. Движение
транспорта и пешеходов становится интенсивнее и сложнее. В этих условиях
приобретает большое значение строгое соблюдение правил движения, как
водителями транспорта, так и пешеходами: взрослыми и детьми.
Важно проводить систематическую работу в этом направлении, как с
дошкольниками, так и с родителями, он и сам должен быть грамотным в этих
вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным
примером, так как за жизнь ребёнка несёт ответственность взрослый.
Какие причины заставили меня обратиться к этой теме?
1. Слабая мотивационная основа развивающей среды по формированию
представлений по правилам дорожного движения.
2. Особенности нервно-психологического развития детей дошкольного возраста
предопределяют непроизвольность поведения и внимания детей на улицах и дорогах
города.
3. Низкая компетентность родителей об их роли в воспитании привычки соблюдать
правила дорожного движения в согласовании с детским садом.
Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного
общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная
необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в
учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок должен усвоить
основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам
поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс
знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их
безопасность на дороге.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по
основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на
формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой
и опасных ситуациях на дорогах, в транспорте. Рост количества машин на улицах
городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности
транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин
дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным
неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более
важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет
организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма в дошкольных учреждениях.
3

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была
и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100
тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза
больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с
участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше,
чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий
травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению
безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы
убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в
период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия
и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на
дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто
может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим
примером.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением
колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих
транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались
государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы.
Основными
причинами
ДТП,
совершённых
по
неосторожности
несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном
месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети –
пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей,
страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых,
постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах,
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из
наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Цель: сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного
поведения как на дороге, так и в транспорте.
Задачи программы:

Формировать представления у детей о правилах безопасности
дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного
движения

Создание условий для моделирования различных ситуаций

Учить детей применять полученную информацию в практической
деятельности
4









Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Принципы и подходы к формированию парциальной программы:
программа написана в соответствии с правилами общества, которое несет
колоссальные потери детей от несчастных случаев на дорогах.
Теоретической основой программы является обеспечение безопасности
ребенка, его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих
отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М.
Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной
проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли
исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П.
Маслоу и др.
Программа опирается на следующие принципы:
принцип развивающего обучения
принцип системности
принцип учета местных условий
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в содержании и
формах работы
принцип
интегрированного
подхода
к
организации
воспитательнообразовательного и коррекционно- развивающего процессов
принцип комплексно- тематического подхода к организации работы
и учитывает следующее:
1. Важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а
воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода)
2. Обучение должно идти не только правилам дорожного движения, но и
правилам безопасного поведения в транспортных средствах
3. Воспитатели не должны ограничиваться словами и показом картинок, а
вместе с родителями и детьми ходить на экскурсии к дороге, наблюдать за реальной
дорожной обстановкой, рассказывать и объяснять, что происходит в каждое время
года
4. Образовательная деятельность должна проводиться не только по графику и
плану, а необходимо использовать каждую возможность: в процессе игр, прогулок,
чтобы помочь детям полностью усвоить правила дорожного движения.
Содержание образовательной работы по ознакомлению детей с основами
культуры безопасности дорожного движения направлено на достижение цели по
формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности детей с ОВЗ
через передачу им знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства.

5

Участники проекта:
педагоги-предметники, воспитатели, дети, родители.
Планируемые результаты:
- создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению
детей дошкольного возраста ПДД
- к окончанию проекта ребёнок должен:
 знать алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;
 уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные
переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и
средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же
дорожные знаки;
 знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому
пешеходным переходам;
- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и
педагогами ДОУ;
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и
безопасному поведению на дороге;
- совершенствовать исследовательскую деятельность детей.

6

1. Исследование проблемы в области обучения дошкольников
правилам дорожного движения.
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится
очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам,
где совсем недавно его катали спящего в коляске.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для
формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком
всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения
правил дорожного движения.
Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного
возраста.
Методика работы в рамках обучения ПДД построена с учётом интегрированного
подхода. Выполняя задания, дети дошкольного возраста ведут наблюдения,
исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них
очень хорошо развито творческое воображение которое оставляет яркие моменты в
сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая
их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД,
преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной
сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя,
создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая
правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных
успехов в изучении ПДД.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и
дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы
познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественнотворческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;
- научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим
опытом с окружающими;
пробуждая
эмоциональную
заинтересованность
в
познании
ПДД,
совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать,
рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивая стремления проявлять
интеллектуальные и конструктивные способности, научим наших детей навыкам
организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность,
изобретательность, инициативность
1.1.

7
















Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения
на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей
среды Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения
в группе включает в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки,
светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При
построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного
движения имеем в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой
города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат,
санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на
улицах ни в коем случае не одноразовая акция. Ее проводим планово,
систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности с тем, чтобы
полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем
реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта
не выделена в самостоятельный раздел, а входить во все разделы и направления
программы воспитания в детском саду.
организованные формы обучения на занятиях,
совместную деятельность взрослого и ребенка,
самостоятельную деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения,
ознакомление с окружающим,
развитие речи,
художественную литературу,
конструирование,
изобразительное искусство,
игру.
В группе имеется наглядные учебные пособия для разных возрастных групп —
демонстрационные картинки, плакаты, раздаточный дидактический материал,
макеты улиц, схемы, разнообразные игрушки: специальные машины ( легковые,
грузовые, скорой помощи, пожарные и другие); куклы, одетые в форму
регулировщиков; необходимые атрибуты для управления движением — жезлы,
светофоры и т. п.; методическая художественная литература, литературный
материал для чтения и заучивания наизусть; сценарии праздников и развлечений.
Организуем в группе выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр;
разрабатываем материалы по работе с родителями ( анкеты, тесты и другие
материалы).
8

Н.Н.. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется
осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок,
где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки,
светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной
тематике
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное
отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является
правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у
дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать,
когда это опасно, и т. д.).
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в
работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать
и тем самым реализовать стремление к познанию.
Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий
имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам
дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько
формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек
безопасного поведения на улице. При этом учитываем следующую закономерность:
чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек
безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной
тематике в общеобразовательном учреждении.
Стараемся использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические
технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных
тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил
дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения,
направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода мы
можем помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов,
понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у
них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную
информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил
сделать следующие выводы.
9

Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не
столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения,
сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых
привычек безопасного поведения на улице.

1.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
В игровом уголке для 1 младшей группы должны быть:
1. Набор транспортных средств
2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки
разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида
транспорта и т.д.)
5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в
гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу. Поэтому следует
добавить:
1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут
пассажиры», «Найти такую же картинку».
2. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и
проезжая часть.
3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы в уголке безопасности дорожного движения
обязательно должен быть:
1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе в уголке безопасности дорожного движения должны
появиться:
1. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные
логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки
безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет
был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
2. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие
дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение
пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие
знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета –
10

«Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон»,
«Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом,
и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
3. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался
знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
4. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика.
Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая
игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями
на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах
дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более
усложняется:
1. Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать
импровизированный телевизор, или компьютер)
2. Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по
ПДД.
В практической деятельности используем сочетание разнообразных по
содержанию и форме видов детской деятельности:
- наблюдения, экскурсии;
- игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья»,
«Перекресток», «Больница»), театрализованные;
- составление коллажей;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй и оформление их в книжечки;
-беседы, чтение художественной литературы.
-познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;
- минутки безопасности;
- больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с
удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки».
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного
движения, уголок для родителей содержит:
1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на
дороге;
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся
знаний по Правилам дорожного движения;
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с
родителями.
11

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения —
это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые
получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.

12

2. Организация работы по парциальной программе
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо
организовать воспитательно-образовательную систему, включающую все виды
деятельности (игровую, познавательную, речевую, продуктивную, физкультурнооздоровительную, музыкально-ритмическую).
Только целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со
стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального,
физического, нравственного, духовного развития формирует опыт безопасного
поведения.
Структура занятия состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из
которых являются:
1. Сюрпризный момент
2. Вхождение в тему
3. Погружение в тему
4. Физкультминутка
5. Моделирование ситуации
6. Закрепление изученного
7. Итог
Последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению
педагогов, согласно перспективному планированию. Поставленные задачи
решаются в комплексе через заявленные виды деятельности.
2.1.

План программы
2-я младшая группа
Тема:

Задачи:

Познакомить
с
понятиями «дорога»,
«Знакомство «улица»;
с улицей»
Уточнить знания о том,
где ходят пешеходы, а
где едут машины.
Учить ориентироваться
в
окружающем
пространстве
Через
худ.
произведения
включить
детей
в

Виды
деятельности
Ответственные
Дидактическая игра:
« Где мы гуляем?»
воспитатели
Ролевая игра: «Гаражи и
автомобили»;
Чтение худ. лит - ры:
В.Лебедев-Кумач «Про
умных зверюшек»

13

изучение
Правил
дорожного движения

«Светофор»

Тема:

«Улица»

«Помни
правила
дорожного
движения»

Знакомить детей с
понятием «светофор»;
Уточнить
представления детей об
обозначении
цветов
светофора:
красный,
жёлтый, зелёный;
Учить детей правилам
дорожной
безопасности

Дидактическая игра:
«Берегись автомобиля»;
Чтение худ. лит - ры:
воспитатели
А.Северный
«Светофор»,
воспитатели
В.Кожевников
«Светофор»;
С.Михалков
«Бездельник- светофор»
Ролевая
игра:
«
Автомобили
и
светофор»

Средняя группа
Задачи:
Виды
деятельности
Дать представление о Дидактические игры:
назначении
улицы. «Что такое улица?»
Продолжать работу по «Светофор»
охране здоровья детей. Беседа
«Дорога
в
Познакомить
с детский сад»
понятиями
Рисование «Дети вышли
«пешеходный
гулять»
переход»,
Чтение худ. лит - ры:
«перекрёсток».
В.Лебедев-Кумач «Про
Воспитывать культуру умных зверюшек»
поведения на улице.
Развивать
воображение.
Уточнить
Дидактическая игра:
представления детей о «Собери
дорожный
правилах
дорожного знак»;
движения и дорожных «Найди пару»;
знаках
(«Дети», Аппликация:
«Пешеходный
«Светофор»
переход»,
Чтение худ. лит - ры:
14

Ответственные

воспитатели
воспитатели
воспитатели

воспитатели
воспитатели

«Велосипедная
дорожка», «Остановка
автобуса»,
«Светофор»).
закрепить знания о
значении
сигналов
светофора.
Спортивный
праздник
«Путешествие
в страну
Дорожных
Знаков»

С.Михалков «Если свет
зажёгся
красный»;
«Дядя
Стёпа
–
милиционер»
Сюжетно-ролевая игра:
«Машины и пешеходы»;
Подвижная игра:
«Светофор».

закрепить знания детей
о правилах безопасного Спортивный праздник
поведения на дороге
и Правилах дорожного
движения.

Старшая группа
Тема:
Задачи:
Виды
деятельности
Вырабатывать навыки Дидактические игры:
сознательного
«Весёлый светофор»
«Наша улица» отношения
к Беседа «Дорога от дома до
соблюдению правил
детского сада»
безопасности
«Нарисуй, какие ты знаешь
движения. Расширять дорожные знаки»
знания о правилах Аппликация(коллективная):
поведения пешехода и «Наша улица»
водителя в условиях Чтение худ. лит - ры:
улицы
В.Лебедев-Кумач
«Про
умных зверюшек»;
Н.Носов «Автомобиль»
(пересказ)
Дидактическая игра:
Закреплять знания о: «Пешеход»;
«Школа
-дорожных знаках;
Чтение худ. лит - ры:
пешеходных
-правилах перехода С.Михалков «Бездельникнаук»
улицы;
светофор», «Если свет
- правилах поведения зажёгся красный»; «Дядя
в
общественном Стёпа – милиционер»
транспорте;
Сюжетно-ролевая игра
15

воспитатели
муз.
Руководитель

Ответственные

воспитатели
воспитатели
воспитатели

воспитатели

Продолжать работу «
Правила
дорожного
по охране здоровья движения»
детей.
Спортивный
закрепить
знания
воспитатели
Праздник
детей о правилах Спортивный праздник
муз.
«Путешествие безопасного
руководитель
в страну
поведения на дороге
Дорожных
и
Правилах
Знаков»
дорожного движения.
Подготовительная группа
Тема:
Задачи:
Виды
деятельности
Ответственные
Выяснить готовность Дидактическая игра:
правильно
«Что ты будешь делать, воспитатели
«Улица
полна действовать
в если…»
неожиданностей» сложившейся
Беседа «Дорога от
ситуации на дороге, дома до детского сада»
улице;
«Нарисуй, какие ты
Расширять знания о знаешь
дорожные
правилах поведения знаки»
пешехода и водителя в Лепка:
условиях улицы;
«Регулировщик»
Закрепить
Чтение худ .лит - ры:
представления детей о В.Лебедев-Кумач «Про
светофоре, различных умных зверюшек»;
дорожных знаках
Н.Носов «Автомобиль»
(пересказ)
Дидактические игры:
Закреплять знания о:
«Угадай, какой знак»;
«Школа
-дорожных знаках;
«Путешествие в Страну воспитатели
пешеходных
-правилах перехода Знаков»
наук»
улицы;
Чтение худ. лит - ры:
- правилах поведения О.Бедарев
«Азбука
в
общественном безопасности»;
транспорте;
В.Семернин
Продолжать работу по «Запрещается
охране
здоровья разрешается
16

детей.

Спортивный
праздник
«Путешествие
в
страну
Дорожных
Знаков»

Сюжетно-ролевая игра
« Правила дорожного
движения»

закрепить
знания
детей
о правилах Спортивный праздник
безопасного
поведения на дороге
и Правилах дорожного
движения.

воспитатели
муз.
руководитель

2.2. Перспективный план программы
2 младшая группа
Задачи: Расширение ориентировки в окружающем пространстве. Знакомство с
понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе
водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на
дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого) .
Сентябрь
1. Знакомство с понятиями «улица», «дорога».
2. Беседа с детьми о правилах поведения на улице, в городе.
3. Чтение С. Волков «Торопыжка спешит в гости».
Октябрь
1. Развлечение «Путешествие в страну «Светофорию».
2. Дидактическая игра «Красный, желтый, зелёный» («Светофор») .
3. Чтение стихов о светофоре.
Ноябрь
1. Беседа «Виды транспорта».
2. Рассматривание альбома «Транспорт».
3. Сборка машины из деталей конструктора.
Декабрь
1. Наблюдение за легковым и грузовым транспортом.
2. Подвижная игра «Машины»
3. Чтение стихов о легковом и грузовом транспорте.
Январь
1. Чтение детям рассказов, стихов, сказок по теме «Дорожное движение».
2. Отгадывание загадок по видам транспорта;
17

3. Чтение Б. Заходер «Шофёры»
4. Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Февраль
1. Беседа «Работа водителя».
2. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
3. Сюжетно – ролевая игра «Когда мы пассажиры».
Март
1. Сюжетно – ролевая игра «Мы едем в автобусе».
2. Чтение стихов о правилах поведения в общественном транспорте.
3. Аппликация «Поезд».
Апрель
1. Рассматривание иллюстраций: автобус, грузовая, легковая машины.
2. Подвижная игра «Самолеты».
3. Наблюдение за транспортом.
Май
1. Беседа о светофоре и безопасном поведении на дорогах.
2. Сюжетная игра «Поездка в магазин».
3. Чтение стихов о безопасном поведении на дорогах.
Средняя группа
Сентябрь
1. Занятие «Знакомство с улицей». Рассматривание картин с изображением улицы и
беседа по ней.
2. Наблюдение на улице за окружающим вокруг: дороги, дома, здания, машины,
люди.
3. Игра «Идём по сигналу» - ориентирование в окружающей обстановке: налево,
направо, вперед, назад.
Октябрь
1. Занятие. Рассматривание макета светофора и беседа о нем.
2. Рисование «Светофор».
3. Игра на внимание «Красный, жёлтый, зелёный».
4. Подвижная игра «Птички и автомобиль».
Ноябрь
1. Занятие. Рассматривание картин городского общественного транспорта, беседа о
них.
2. Рисование «Автобус».
3. Прогулка на остановку.
4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Декабрь
18

1. Занятие. Рассматривание трамвая по картине и беседа о нём.
2. Чтение стихов о транспорте.
3. Рисование машин по трафарету.
4. Подвижная игра «Трамвай».
Январь
1. Чтение отрывка из рассказа А. Дорохова «Зелёный, желтый, красный».
2. Игры с крупным строителем «Построим гараж».
3. Подвижная игра «Цветные автомобили».
Февраль
1. Занятие. Рассматривание картины с изображением тротуара и проезжей части и
беседа о них.
2. Игра «Разбери транспорт» (по назначению, по виду, по цвету) .
3. Наблюдение за пешеходами.
4. Чтение рассказа «Зайка-велосипедист» В. Клименко.
Март
1. Занятие. Рассматривание картины улицы с перекрёстками и беседа о них.
2. Дидактическая игра «Расставь транспорт» (на ориентировку на макете улицы).
(Например: поставь легковой автомобиль посередине дороги, автобус слева от него,
грузовик справа и т. д.)
3. Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор».
4. Игра «светофор».
Апрель
1. Занятие. Рассматривание картин с изображением гужевого транспорта и беседа о
нем.
2. Лепка «Лошадка».
3. Чтение рассказа Е. Чарушина «Как лошадка зверей катала».
4. Подвижная игра «Лошадка».
Май
1. Занятие. Рассматривание картин с изображением поезда и железной дороги и
беседа о нём.
2. Чтение стихов и загадок о железнодорожном транспорте.
3. Рисование «Наш город».
4. Игра «Поезд».
Старшая группа
Сентябрь
Занятие:
ТЕМА: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.
19

Программное содержание: Изучить основные правила поведения в автобусе,
троллейбусе, трамвае, метро; умение войти, выйти, негромкость разговора,
предупредительность, умение не причинять неудобства тем, кто стоит рядом, не
проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира;
помочь детям запомнить правила общения с другими пассажирами: умение
попросить или отреагировать на просьбу, формулы извинения и благодарности,
особые формулы вежливости (как уступить место, жесты помощи.
Литература: Авдеева Н. Н «Безопасность», занятие 37, стр. 144.
О. В. Корчинова «Детский этикет» стр. 80.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Улица города»
цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о
различных видах транспорта, правилах дорожного движения.
«Три сигнала светофора»
цель: расширить знания детей о правилах поведения водителя и пешехода в
условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора;
учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, предназначенные для водителей и
пешеходов. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 3) .
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА:
«Водители»
цель: учить быть внимательными водителями, правильно соблюдать сигналы
светофора, обращать внимание на установленные дорожные знаки, выполнять их
рекомендации.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. С. Михалков «Моя улица».
2. Г. Ладонщиков «Светофор»
3. О. Бедарев «Азбука безопасности».
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Я ШАГАЮ ПО УЛИЦЕ».
Программное содержание: Уточнять и закреплять знания детей о правилах
поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах
транспорта; познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть
на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами
предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.
Литература: Н. Н. Авдеева «Безопасность» занятие 41, стр. 125.
Л. И. Жук «Защитим детство» стр. 63.
Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 18.
20

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Виды перекрестков»
цель: познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы;
развивать внимание и наблюдательность.
«Теремок»
цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов;
воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного
движения в повседневной жизни. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 6)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА:
«Путешествуем на машинах»
цель: помочь детям запомнить дорожные знаки и правила безопасного поведения на
улице, пользоваться помощниками – дорожными знаками в незнакомой местности.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. Маршак «Мяч»; «Милиционер».
2. С. Михалков «Бездельник светофор»
3. А. Дорохова «Перекресток» (кн. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах
дорожного движения» стр. 26) .
РИСОВАНИЕ И РАСКРАШИВАНИЕ
Различных видов транспорта.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «ЗНАКОМИМСЯ СО ЗНАКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Программное содержание: научить детей различать и понимать, что обозначают
некоторые дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный
переход», «Дикие животные»- предупреждающие;
«Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» запрещающие; «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная
дорожка» - предписывающие; «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт
медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция» информационно-указательные; воспитывать внимание.
Литература: Н. Н. Авдеева «Безопасность» занятие 38, стр. 117.
Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного
Движения».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Угадай какой знак»
цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов;
воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил
дорожного движения в повседневной жизни.
21

«Поставь дорожный знак» цель: учить детей различать дорожные знаки;
воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. (Т. Ф. Саулина «Три
сигнала светофора» стр. 5, 6) .
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА:
«Шоферы и пассажиры»
цель: учить детей быть внимательными, предупредительными к другим людям в
троллейбусе, трамвае, автобусе, вагоне метро.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. Маршак «Светофор»
2. С. Михалков «Велосипедист»
3. С. Михалков «Скверная история»
4. Г. Юрмин «Любимый мышонок»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМА
«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ»
ЦЕЛЬ: расширять знания о видах транспорта, различение и называние
общественных видов транспорта, закрепление знаков остановки общественного
транспорта.
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦЕ»
Программное содержание: обсудить с детьми опасные различные ситуации, которые
могут возникнуть при играх во дворе и на улице; научить мерам предосторожности
в таких ситуациях.
Литература: Н. Н. Авдеева «Безопасность» занятие 39, стр. 122
«Уроки Айболита» стр. 18.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Наша улица»
цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в
условиях улицы. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 88) .
«Перейти улицу»
цель: развитие внимания на дороге, закрепление правил дорожного движения. (Л.
Жук «защитим детство» стр. 64) .
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА:
«Велосипедисты и шоферы»
цель: закреплять в игре правила безопасного поведения при возникновении опасных
ситуаций при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. Яковлев «Читает книжку глупый слон».
2. В. Головко «Правила движения».
22

РИСОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ
Цель: запоминание внешнего вида дорожных знаков и их обозначение.
РАССМАТРИВАНИЕ КНИГИ
«СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ»
Цель: уточнение назначения и названия спецтранспорта «Пожарная», «Скорая
помощь», «Милиция» и пр.
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ТРАНСПОРТА»
Программное содержание: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь
детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного
транспорта.
Литература О. Дыбина «Что было до… » стр. 119.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Сигналы регулировщика»
цель: научить детей выполнять сигналы регулировщика, знать, что они обозначают.
(Л. Жук «Защитим детство» стр. 65) .
«Ответь светофору»
цель: закрепить правила перехода улиц и дорог. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 66)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА:
«Шоферы»
цель: продолжать учить детей соблюдать правила безопасного поведения
с использованием опасных ситуаций, которые могут возникнуть при игре во дворе
дома.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Н. Кончаловская «Самокат».
3. О. Бедарев «Азбука безопасности».
ПРОГУЛКА
Тема: «Наблюдение за транспортом на сельской улице».
Цель: закреплять знание правил дорожного движения на сельских улицах,
различение и называние видов транспорта.
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ЕСЛИ ТЫ ПОТЕРЯЛСЯ.
Программное содержание: учить детей правилам поведения на улице, с целью не
потеряться, а если это произойдет, что делать, как себя вести. Обращаться за
помощью можно только к милиционеру, регулировщику движения, продавцу.
Литература: Н. Н. Авдеева «Безопасность» занятие 43, стр. 129.
23

Щипицина «Азбука общения» стр. 233.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«На старт»
цель: закреплять знание дорожных знаков и соблюдение их рекомендаций.
«Внимательный пешеход»
цель: развитие внимания и ответственности на дороге. (Л. Жук «Защитим детство»
стр. 67) .
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
«Шоферы», «Семья».
Цель: закреплять правила безопасного поведения на проезжей части дороги, умение
оказывать элементарную помощь. С использованием опасных ситуаций (игры на
проезжей части дороги) .
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. Михалков «Скверная история».
2. О. Бедарев «Если бы… »
3. В. Семернин «Запрещается – разрешается».
ПОКАЗ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
«УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»
цель: закрепить знания детей о назначении светофора, обозначение его сигналов, его
необходимость для безопасности людей на дороге.
Книга «Три сигнала светофора» стр. 31.
МАРТ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ АВТОМОБИЛЯ»
Программное содержание: познакомить детей с историей автомобиля; закрепить
знания о частях автомобиля и их функциях; побудить детей сравнивать разные виды
и марки автомобилей.
Литература: О. Дыбина «Что было до… » стр. 133.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Ловкий пешеход», «Поющий светофор»
цель: развитие внимания у детей, умение действовать по установленным правилам.
(Л. Жук «Защитим детство» стр. 68) .
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
«Автомастерская»
цель: закреплять и расширять знания детей о профессиях, уточнить, что делает
автомастер, какие детали основные есть у автомобиля, из каких частей он состоит,
какие виды легковых машин знают ребята.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. Лешкевич «Гололед».
24

2. Я. Пишумов «Песенка о правилах».
3. А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара».
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В УГОЛКЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ЦЕЛЬ: используя модель улицы учить детей передвигаться самим по тротуару и
транспорту по дороге. Закреплять знания и различения дорожных знаков.
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ
«ВИДЫ ТРАНСПОРТА»
ЦЕЛЬ: различение видов транспорта, назначения, поведения на дороге.
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «РАБОТА СОТРУДНИКОВ ДПС»
Программное содержание: уточнять и расширять знания детей о работе сотрудников
ДПС, объяснять значение его жестов. Продолжать расширять знания детей о
профессиях и окружающем мире. Подчеркнуть важность и значимость этой службы
и необходимость строго соблюдать правила дорожного движения.
Литература: Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» с
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
(ПО ЖЕЛАНИЮ ДЕТЕЙ)
ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно организовывать и проводить дидактические
игры, соблюдая правила.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
(ПО ЖЕЛАНИЮ ДЕТЕЙ)
Цель: закреплять знания детей, полученные ранее и из прошлого опыта игр, следить
за согласованностью действий, объединением сюжета и распределением ролей.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Дорохов «Подземный ход».
2. А. Дорохов «шлагбаум».
3. Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья».
ИНСЦЕНИРОВКА «НА ЛЕСНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ»
Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
Цель: приобщать детей к драматическим инсценировкам на тему поведения на
дорогах и на улице, закрепляя тем самым все знания полученные ранее.
МАЙ
ИТОГОВЫЙ КВН «ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА»
ЦЕЛЬ: привлечение родителей, школьников и детей группы с целью закрепления
знаний и создания чувства уверенности и знаний правил дорожного движения.
Литература: Л. Жук «Защитим детство» стр. 71.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
25

(по желанию детей) с целью: закреплять умение самостоятельно организовывать и
проводить игры.

Список использованной литературы
1. 1.Антюхин Э., Сулла М.
Концепция воспитания безопасности
жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. С-5
2. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».
3. М. «Просвещение» 2007 г.
4. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 2009 г.
5. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 2009 г.
6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного
движения». М. «Просвещение» 2015 г.
7. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице:
Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2009.
9. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 2016 г.
10. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. авт. – сост.
Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель,
2011г.
11. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»Москва, 2007г.
12. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» / Издательство «Детство – пресс»,
Санкт– Петербург, 2008г.
13. Е. А. Козловская, С. А. Козловский «Дорожная безопасность» - Москва, 2002г.
14. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» / Издательство Мозайка – Синтез,
Москва, 2008г.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».