«Согласовано» На заседании управляющего совета МДОУ «ТЦРР-д/с» Протокол № 3 от 25.08.2023 Утверждаю»: Заведующий Григорьева К.М. МДОУ «ТЦРР-д/с» Приказ №15 от 25.08.2022г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТУРУНТАЕВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» НА 2023-2026 гг 1 Содержание программы Раздел 1 1 Паспорт программы развития 2 Анализ результатов реализации Программы развития (2019-2022 гг.) 3 Проблемный анализ деятельности ДОУ 4 Анализ образовательной среды 5 Анализ взаимодействия с семьей Раздел 2 6 Концепция Программы развития Раздел 3 7 Стратегия и тактика реализации 8 Проект «Растем вместе» 9 Проект «Мир возможностей» 10 Проект «Цифровизация» Раздел 4 11 Финансовое обеспечение Программы развития Раздел 5 12 Оценка результатов реализации Программы развития 2 3 5 7 7 8 9 10 10 12 14 15 16 Раздел 1 Паспорт программы развития Наименование программы: Основания для разработки программы: Назначение программы: Целевые группы: Цель Программы развития: Задачи: Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ «ТЦРР-д/с» на 2023 – 2026 годы (далее – Программа) 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р. 5. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования". 9. Устав МДОУ «ТЦРРд/с» Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Педагоги, родители, воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с» Проектирование образовательного пространства, обеспечивающего доступность, повышение качества образования и воспитания. 1. Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива в процессе создания образовательной среды (проект «Растем 4 программы развития 3 Ожидаемые результаты реализации Программы: Система организации и контроля вместе») 2. Создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей и способностей (проект «Мир возможностей») 3. Освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными представителями) для повышения информационной открытости и доступности ДОУ для родительской общественности (проект «Цифровизация»). 1. Создана образовательная среда, способствующая повышению качества образования в ДОУ. 2. В образовательный процесс внедрены современные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей и возможностей воспитанников. 3. Повышена профессиональная компетентность педагогов: - 100% педагогов ДОУ прошли повышение квалификации по современному содержанию образования и инновационным технологиям; - 100% педагогов представляют профессиональный опыт педагогической общественности в рамках семинаров, практикумов, мастер-классов, в профессиональных изданиях. 4. Информационная открытость и доступность ДОУ для родительской общественности. 5. Расширен перечень платных образовательных услуг за счет реализации дополнительных образовательных программ. 6. Обновлена материально-техническая база за счет бюджетных и внебюджетных средств: - педагоги и дети обеспечены дидактическими материалами и игровыми пособиями в соответствии с внедряемыми образовательными технологиями; - сформирована образовательная медиатека для детей, педагогов и родителей, электронные банки методических пособий и дидактических материалов. Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы организуется в установленном порядке путем сбора, обработки, анализа и аналитической информации, оценки достигнутых результатов с периодичностью 1 раз в год. Результаты контроля фиксируются в протоколе итогового педагогического совета, публикуются. 4 Анализ потенциала развития ДОУ Анализ реализации Программы развития (2019-2022 гг.) Анализ проводился по направлениям деятельности, определенным программой развития (2019 – 2022 гг.) с целью выявления степени достижения ожидаемых результатов и проектирования проблемного поля для разработки программы развития на период 2023 – 2026 годы. Программа решала следующую цель и задачи: Цель Программы: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Задачи Программы: 1. Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития; 2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса; 3. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; 4. Создание необходимых условий для саморазвития, для развития педагогов ДОУ; 5. Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; 6. Обеспечить обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; 7. Развитие системы управления МДОУ «ТЦРРд/с» на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. По окончании реализации Программы Развития были достигнуты следующие результаты: 1. Организовано повышение профессионального мастерства педагогов: - Систематическое повышение квалификации всех педагогических кадров: 2019 год 2020 год 2021 год Количество педагогов, прошедших курсы 80 % 90% 100 повышения квалификации - Доля педагогических кадров, имеющих квалификационные категории: 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 6 из 10 9 из 10 8 из 10 7 из 10 - Доля педагогических кадров, имеющих педагогический стаж менее 3 лет: 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 0 1из 10 2 из 10 3 из 10 2. Создана уникальная образовательная среда для детей старшего дошкольного возраста путем эффективного внедрения программы «Основы финансовой грамотности для дошкольников». Результат внедрения программы «Основы финансовой грамотности для дошкольников» был представлен педагогическому сообществу в рамках районного методического объединения педагогов дошкольного образования Прибайкальского района – январь 2022 г. 3. В связи с ограничительными мероприятиями по распространению новой короновирусной инфекции, задача по расширению поля социального партнерства решена 5 не полностью и включена для реализации на следующий период. 4. Результаты независимой оценки качества образования показали, что работой дошкольной организации за отчетный период удовлетворены 96 % родителей. Анализ деятельности показал тенденцию результатов к росту, что указывает на эффективность выбранных за 2019-2022 годы направлений развития. В тоже время, постоянно изменяющаяся среда требует внесения корректировок в цель и задачи Программы, а также развития новых проектов и концепций. 6 Проблемный анализ деятельности ДОУ Анализ кадрового состава Анализ кадрового состава показал, что за последние три года педагогический коллектив омолодился. Сформировался профессиональный, стабильный, компетентный коллектив, способный решать поставленные задачи; владеющий различными формами и методами работы; имеющий позитивный опыт консультирования родителей в вопросах воспитания и образования детей. Наблюдается положительная динамика участия коллектива в конкурсном движении. Проведенный анализ показывает, что 80% педагогов являются постоянными участниками конкурсов. При этом 65% педагогов чаще выбирают участие в творческих и онлайн-конкурсах, по сравнению с конкурсами профессионального мастерства районного, регионального уровней. Анализ активности педагогов по распространению педагогического опыта указывает на достаточность мотивации к участию в мероприятиях по обобщению и представлению профессионального опыта педагогическому сообществу. Проблема: В связи с переходом в онлайн формат для взаимодействия участников образовательного процесса, появилась необходимость формирования ИКТ компетенций педагогов. Перспективы развития: - оснащение современными техническими средствами рабочих мест педагогических работников; - разработка системы повышения профессиональной подготовки и переподготовки для умения работать в цифровой среде. Анализ образовательной среды Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям программ, реализуемых в ДОУ; способствует развитию познавательной сферы, сохранению психического и физического здоровья воспитанников. Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка. Проблема: - в настоящее время наблюдается рост количества детей старшего дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, усвоении сенсорных эталонов, моторных навыков, формировании высших психических функций; - недостаточность в организации образовательного пространства, направленное на выявление талантов и способностей детей; - в рамках реализации программы «Десятилетие детства в РФ» в ДОУ организована группа детей раннего возраста. Соответственно, возникла потребность в создании предметно-пространственной среды для детей данного возраста. Перспективы развития: - создать коммуникативно-насыщенную среду с использованием элементов методики М.Монтессори начиная с младшего дошкольного возраста; - создать модель образовательного пространства для максимального развития способностей и возможностей ребенка в познавательной и исследовательской деятельности; - модернизация и совершенствование предметно-пространственной среды для детей от 2 до 3 лет. 7 Анализ взаимодействия с семьей Анализ взаимодействия ДОУ с семьей показал, что потребность родителей в информации об образовательном процессе в ДОУ удовлетворена на 93%. Семьи воспитанников могут в доступной форме получить информацию о питании, безопасности, достижениях своих детей, конкурсном движении. Эта информация размещена на стендах ДОУ, личных страницах педагогов на сайте учреждения. Наблюдается активное включение родителей в практические формы взаимодействия с педагогами: совместные проекты, акции, конкурсы. Особенно продуктивными формами стали выставки совместных творческих работ. Результаты независимой оценки качества образования в части показателей, характеризующих критерий «удовлетворенность условиями оказания услуг» составляет 90 % родителей. Проблемы: - малоактивная позиция родителей в образовательном процессе ДОУ, связанная с дефицитом времени; - смешанный контингент родителей, обладающих различными целями и ценностными ориентациями приводят к несогласованности требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей; - потребность в адаптационных мероприятиях для детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Перспективы развития: - разнообразить формы вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОУ через привлечение к проектам; консультирование и организацию совместных мероприятий; - использовать информационную продвинутость современных родителей для включения в жизнь ДОУ; - разработать программу работы родительского клуба «Я иду в детский сад» для родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, по адаптации детей к ДОУ. 8 Раздел 2 Концепция программы развития Актуальность разработки Программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Содержание Программы развития опирается на актуальный уровень развития ДОУ, имеющихся условий и ресурсного обеспечения (научнометодическое, материально-техническое, информационное, кадровое, финансовое), потенциальные возможности коллектива и администрации, ожидания родителей и социума. Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для ДОУ, выступают: формирование цифровых компетенций педагогических работников; методическое сопровождение родителей (законных представителей); инновационная деятельность; вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, социальных институтов и др.); система выявления и поддержки одарѐнных детей. Цель Программы развития: Проектирование образовательного пространства, обеспечивающего доступность, повышение качества образования и воспитания. Задачи Программы: 1. Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива в процессе создания образовательной среды (проект «Растем вместе») 2. Создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей и способностей (проект «Мир возможностей») 3. Освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными представителями) для повышения информационной открытости и доступности ДОУ (проект «Цифровизация»). 9 Раздел 3 Стратегия и тактика реализации Выполнение цели и задач происходит в рамках реализации проектов: «Растем вместе», «Мир возможностей», «Цифровизация», обеспечивающих участие в Программе развития коллектива детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников, социума. Проекты взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. Цель: организовать эффективное взаимодействие повышения качества образования в ДОУ. Задача Мероприятие Организовать в 1. В группе младшего возраста группах зоны с создать зоны: зона практической использованием жизни; зона сенсорного развития; элементов зона языкового развития; методики Марии математическая зона и наполнить Монтессори их практическим материалом, соответствующим возрасту Создать условия для развития компетентностей воспитанников в сфере отношений к миру, к людям, к себе 1. Организация проектной деятельности с дошкольниками (исследовательские, творческие проекты): по финансовой грамотности; по ранней профориентации. 2. Модернизация предметно – пространственной экономической Проект «Растем вместе» педагогического коллектива в процессе создания образовательной среды для Результат Организованы четыре зоны в группе младшего возраста и оснащены в соответствии с их направлением Разработаны проекты, направленные на раннюю профессиональную ориентацию воспитанников Группы оснащены по зонам: информационная, занимательно - экономическая, деятельностно – игровая 10 2023 2024 2025 2026 2 зоны 3 зоны 4 зоны 4 зоны среды в группах старшего дошкольного возраста Организация 1. Повышение профессиональных взаимодействия компетентностей, инновационной педагогов в культуры педагогов процессе участия в 2. Обмен опыта работы на РМО: инновационной 2.1. Презентация опыта работы по деятельности реализации проекта. 2.2. Проведение вебинара «Влияние коммуникативно – насыщенной на развитие ребенка». 2.3. Проведение педагогического совета «Организация РППС как условие качества образовательного процесса». Привлечение наибольшего количества родителей, принимающих участие проектной деятельности Рост профессионального мастерства педагогов количество педагогов (%), принявших участие в работе инновационной площадки ДОУ. 50% 60% 70% 80% - организация серии обучающих Количество родителей, активно семинаров по организации участвующих в проектной деятельности; образовательном процессе (%) - мероприятия, способствующие повышению роли семьи в в становлении растущей личности. 50% 60% 70% 80% Целевая группа, на которую ориентирован проект: 1. Воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с» 2. Педагоги МДОУ ИДС «ТЦРРд/с» 3. Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта: 1. Родители (законные представители) воспитанников «ТЦРРд/с» 2. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с» 3. Образовательные организации, обеспечивающие профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников сферы образования 11 Проект «Мир возможностей» Цель: создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей и способностей. Задача Мероприятие Результат 2023 2024 2025 2026 Расширить спектр Изучить спрос на дополнительные Организованы платные 1 2 3 4 образовательные услуги направленностей образовательные услуги. туристско-краеведческой, дополнительных Разработать и реализовать естественнонаучной образовательных дополнительного направленности. программ в программы соответствии с образования детей, в том числе, с привлечением ресурсов 0 1 2 3 запросом социальных партнѐров. родителей, возможностями и особенностями детей. Создать Участие в открытых мероприятиях Количество воспитанников, 40% 50% 60% 70% организационные и различного уровня. участвующих в мероприятиях и методические Подготовка воспитанников к конкурсах различного уровня. условия для конкурсам разных уровней. развития конкурсного движения среди детей на различных уровнях. Организовать Разработка программы работы Программа работы дополнительные родительского клуба «Я иду в родительского клуба «Я иду в услуги для детей детский сад» для родителей детей детский сад» - число детей, раннего возраста, раннего возраста по адаптации охваченных данной услугой не посещающих детей к ДОУ. детский сад. Совершенствовать Обновление и пополнение Педагоги и дети обеспечены дидактическими материалами и ресурсное образовательной среды ДОУ. обеспечение игровыми пособиями в 12 образовательного процесса через моделирование развивающей предметнопространственной среды, направленной на развитие способностей дошкольников. соответствии с внедряемыми образовательными технологиями. Целевая группа, на которую ориентирован проект: 1. Воспитанники «ТЦРРд/с» 2. Дети от 2 до 3 лет, проживающие в шаговой доступности от МДОУ «ТЦРРд/с» 3. Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта: 1. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с» 2. Родители (законные представители) воспитанников МДОУ «ТЦРРд/с» 3. Администрация МДОУ «ТЦРРд/с» 13 Проект «Цифровизация» Цель: освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными представителями) для повышения информационной открытости и доступности ДОУ. Задача Мероприятие Результат 2023 2024 2025 2026 Организация единой -приобретение оргтехнических -процент обновленного оборудования и 10% 15% 25% 35% информационной средств: компьютеры, сканеры, программного обеспечения; среды, в которой мультимедийная техника; -создан банк обучающих программ, 1 1 1 1 будут задействованы -формирование цифровой дидактических и методических и взаимосвязаны все медиатеки. материалов по использованию участники информационных технологий в работе образовательных ДОУ. отношений. Формирование -повышение компетентности - процент педагогов, повысивших ИКТ 40% 50% 60% 70% ИКТ-компетенций педагогических кадров в области компетентность; Педагогов. 40% 50% 60% 70% применения информационных и - процент педагогов, использующих в телекоммуникационных своей работе дистанционные и/или технологий; дистанционно-очные формы -проведение вебинаров, взаимодействия. конференций, конкурсов, в том числе, онлайн. Реализация новых -предоставление семьям - количество родителей, вовлеченных во 30% 40% 50% 60% организационных воспитанников доступа к взаимодействие с ДОУ в том числе, в форм сотрудничества информационно-сервисной цифровом пространстве; семьи и детского сада, платформе ZOOM; -повышена посещаемость и в том числе в -организация информационной востребованность родителей (законных цифровом интеграции педагогов с представителей) сайта ДОУ, пространстве. родителями через социальные персональных страниц педагогов, групп сети. с целью педагогического просвещения. Целевая группа, на которую ориентирован проект: 1. Родители (законные представители) воспитанников МДОУ «ТЦРРд/с» 2. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с» 3.Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта: 1. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с» 2. Воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с» 3. Администрация МДОУ «ТЦРРд/с» 14 Раздел 4 Финансовое обеспечение Программы развития Источник финансирования Действия по привлечению средств Бюджетные средства Бюджетное финансирование ДОУ на основании плана ПФХД Внебюджетные средства Доходы, полученные от оказания платных образовательных услуг и прочие доходы, разрешенные нормативноправовыми документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения и не противоречащие законодательству РФ Каждый из перечисленных пилотных проектов является структурным элементом Программы развития (2023 – 2026гг.) и оформляется отдельным документом. План ФХД формируется ежегодно по основным статьям. Планируемое финансирование деятельности по реализации пилотных проектов приоритетных проектов Программы развития в 2023 – 2026 гг., которое будет получено из основных (муниципальное задание) и дополнительных (грантовая деятельность, благотворительные взносы, приносящая доход деятельность, при наличии) источников. Механизмом реализации Программы развития МДОУ являются составляющие ее проекты. Научно – методическое и организационное сопровождение реализации проектов Программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнерства. Выбранная интеграция стратегий МДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов. 15 Раздел 5 Оценка результатов реализации Программы развития Система организации контроля за выполнением Программы развития предусматривает: - составление ежегодных планов мероприятий ответственными за реализацию отдельных проектов, представление их общественности; - ежегодные отчеты по самообследованию ДОУ; - освещение хода реализации Программы (в составе публичного отчѐта) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др.; - ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях ДОУ. 16