«Согласовано»
На заседании управляющего
совета
МДОУ «ТЦРР-д/с»
Протокол № 3 от 25.08.2023
Утверждаю»: Заведующий
Григорьева К.М.
МДОУ «ТЦРР-д/с»
Приказ №15 от 25.08.2022г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТУРУНТАЕВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
НА 2023-2026 гг
1
Содержание программы
Раздел 1
1
Паспорт программы развития
2
Анализ результатов реализации Программы развития (2019-2022 гг.)
3
Проблемный анализ деятельности ДОУ
4
Анализ образовательной среды
5
Анализ взаимодействия с семьей
Раздел 2
6
Концепция Программы развития
Раздел 3
7
Стратегия и тактика реализации
8
Проект «Растем вместе»
9
Проект «Мир возможностей»
10 Проект «Цифровизация»
Раздел 4
11 Финансовое обеспечение Программы развития
Раздел 5
12 Оценка результатов реализации Программы развития
2
3
5
7
7
8
9
10
10
12
14
15
16
Раздел 1
Паспорт программы развития
Наименование
программы:
Основания для
разработки программы:
Назначение программы:
Целевые группы:
Цель Программы
развития:
Задачи:
Программа
развития
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения МДОУ «ТЦРР-д/с» на 2023
– 2026 годы (далее – Программа)
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н "Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
5. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.
№ 474 «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования".
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г.
№ 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования".
9. Устав МДОУ «ТЦРРд/с»
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития образовательного
учреждения на основе анализа работы за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
главные направления обновления содержания образования и
организации
образовательного
процесса,
управление
дошкольным учреждением на основе инновационных
процессов.
Педагоги, родители,
воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с»
Проектирование
образовательного
пространства,
обеспечивающего
доступность,
повышение
качества
образования и воспитания.
1.
Организовать
эффективное
взаимодействие
педагогического
коллектива
в
процессе
создания
образовательной среды (проект «Растем 4 программы развития
3
Ожидаемые результаты
реализации Программы:
Система организации и
контроля
вместе»)
2. Создать систему сопровождения, поддержки и развития
талантливых детей для реализации их возможностей и
способностей (проект «Мир возможностей»)
3. Освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с
родителями (законными представителями) для повышения
информационной открытости и доступности ДОУ для
родительской общественности (проект «Цифровизация»).
1. Создана образовательная среда, способствующая
повышению качества образования в ДОУ.
2. В образовательный процесс внедрены современные
педагогические технологии, обеспечивающие развитие
творческих способностей и возможностей воспитанников.
3. Повышена профессиональная компетентность педагогов:
- 100% педагогов ДОУ прошли повышение квалификации по
современному содержанию образования и инновационным
технологиям;
- 100% педагогов представляют профессиональный опыт
педагогической общественности в рамках семинаров,
практикумов, мастер-классов, в профессиональных изданиях.
4. Информационная открытость и доступность ДОУ для
родительской общественности.
5. Расширен перечень платных образовательных услуг за счет
реализации дополнительных образовательных программ.
6. Обновлена материально-техническая база за счет
бюджетных и внебюджетных средств:
- педагоги и дети обеспечены дидактическими материалами и
игровыми пособиями в соответствии с внедряемыми
образовательными технологиями;
- сформирована образовательная медиатека для детей,
педагогов и родителей, электронные банки методических
пособий и дидактических материалов.
Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы
организуется в установленном порядке путем сбора, обработки,
анализа и аналитической информации, оценки достигнутых
результатов с периодичностью 1 раз в год. Результаты контроля
фиксируются в протоколе итогового
педагогического совета, публикуются.
4
Анализ потенциала развития ДОУ
Анализ реализации Программы развития (2019-2022 гг.)
Анализ проводился по направлениям деятельности, определенным программой
развития (2019 – 2022 гг.) с целью выявления степени достижения ожидаемых результатов
и проектирования проблемного поля для разработки программы развития на период 2023 –
2026 годы.
Программа решала следующую цель и задачи:
Цель Программы: построение инновационной модели образовательного
пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и
новое качество образования.
Задачи Программы:
1. Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития;
2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой,
материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты
ресурсного обеспечения образовательного процесса;
3. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение
педагогов в инновационную деятельность;
4. Создание необходимых условий для саморазвития, для развития педагогов ДОУ;
5. Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и
экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с
основными направлениями модернизации российского образования;
6. Обеспечить обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,
способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению
новых образовательных результатов;
7. Развитие системы управления МДОУ «ТЦРРд/с» на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
По окончании реализации Программы Развития были достигнуты следующие
результаты:
1. Организовано повышение профессионального мастерства педагогов:
- Систематическое повышение квалификации всех педагогических кадров:
2019 год
2020 год
2021 год
Количество педагогов,
прошедших курсы
80 %
90%
100
повышения
квалификации
- Доля педагогических кадров, имеющих квалификационные категории:
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
6 из 10
9 из 10
8 из 10
7 из 10
- Доля педагогических кадров, имеющих педагогический стаж менее 3 лет:
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
0
1из 10
2 из 10
3 из 10
2. Создана уникальная образовательная среда для детей старшего дошкольного
возраста путем эффективного внедрения программы «Основы финансовой грамотности для
дошкольников». Результат внедрения программы «Основы финансовой грамотности для
дошкольников» был представлен педагогическому сообществу в рамках районного
методического объединения педагогов дошкольного образования Прибайкальского района
– январь 2022 г.
3. В связи с ограничительными мероприятиями по распространению новой
короновирусной инфекции, задача по расширению поля социального партнерства решена
5
не полностью и включена для реализации на следующий период.
4. Результаты независимой оценки качества образования показали, что работой
дошкольной организации за отчетный период удовлетворены 96 % родителей. Анализ
деятельности показал тенденцию результатов к росту, что указывает на эффективность
выбранных за 2019-2022 годы направлений развития. В тоже время, постоянно
изменяющаяся среда требует внесения корректировок в цель и задачи Программы, а также
развития новых проектов и концепций.
6
Проблемный анализ деятельности ДОУ
Анализ кадрового состава
Анализ кадрового состава показал, что за последние три года педагогический
коллектив омолодился. Сформировался профессиональный, стабильный, компетентный
коллектив, способный решать поставленные задачи; владеющий различными формами и
методами работы; имеющий позитивный опыт консультирования родителей в вопросах
воспитания и образования детей.
Наблюдается положительная динамика участия коллектива в конкурсном движении.
Проведенный анализ показывает, что 80% педагогов являются постоянными
участниками конкурсов. При этом 65% педагогов чаще выбирают участие в творческих и
онлайн-конкурсах, по сравнению с конкурсами профессионального мастерства районного,
регионального уровней.
Анализ активности педагогов по распространению педагогического опыта указывает
на достаточность мотивации к участию в мероприятиях по обобщению и представлению
профессионального опыта педагогическому сообществу.
Проблема: В связи с переходом в онлайн формат для взаимодействия участников
образовательного процесса, появилась необходимость формирования ИКТ компетенций
педагогов.
Перспективы развития:
- оснащение современными техническими средствами рабочих мест педагогических
работников;
- разработка системы повышения профессиональной подготовки и переподготовки
для умения работать в цифровой среде.
Анализ образовательной среды
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям
программ, реализуемых в ДОУ; способствует развитию познавательной сферы, сохранению
психического и физического здоровья воспитанников. Образовательный процесс строится
с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Проблема:
- в настоящее время наблюдается рост количества детей старшего дошкольного
возраста с проблемами в речевом развитии, усвоении сенсорных эталонов, моторных
навыков, формировании высших психических функций;
- недостаточность в организации образовательного пространства, направленное на
выявление талантов и способностей детей;
- в рамках реализации программы «Десятилетие детства в РФ» в ДОУ организована
группа детей раннего возраста. Соответственно, возникла потребность в создании
предметно-пространственной среды для детей данного возраста.
Перспективы развития:
- создать коммуникативно-насыщенную среду с использованием элементов
методики М.Монтессори начиная с младшего дошкольного возраста;
- создать модель образовательного пространства для максимального развития
способностей и возможностей ребенка в познавательной и исследовательской
деятельности;
- модернизация и совершенствование предметно-пространственной среды для детей
от 2 до 3 лет.
7
Анализ взаимодействия с семьей
Анализ взаимодействия ДОУ с семьей показал, что потребность родителей в
информации об образовательном процессе в ДОУ удовлетворена на 93%. Семьи
воспитанников могут в доступной форме получить информацию о питании, безопасности,
достижениях своих детей, конкурсном движении. Эта информация размещена на стендах
ДОУ, личных страницах педагогов на сайте учреждения.
Наблюдается активное включение родителей в практические формы взаимодействия
с педагогами: совместные проекты, акции, конкурсы. Особенно продуктивными формами
стали выставки совместных творческих работ. Результаты независимой оценки качества
образования в части показателей, характеризующих критерий «удовлетворенность
условиями оказания услуг» составляет 90 % родителей.
Проблемы:
- малоактивная позиция родителей в образовательном процессе ДОУ, связанная с
дефицитом времени;
- смешанный контингент родителей, обладающих различными целями и
ценностными ориентациями приводят к несогласованности требований педагогов и
родителей к воспитанию и развитию детей;
- потребность в адаптационных мероприятиях для детей раннего возраста, не
посещающих детский сад.
Перспективы развития:
- разнообразить формы вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс
ДОУ через привлечение к проектам; консультирование и организацию совместных
мероприятий;
- использовать информационную продвинутость современных родителей для
включения в жизнь ДОУ;
- разработать программу работы родительского клуба «Я иду в детский сад» для
родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, по адаптации детей к ДОУ.
8
Раздел 2 Концепция программы развития
Актуальность разработки
Программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской
Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные
положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея
развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного
образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех
участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей
(законных представителей). Содержание Программы развития опирается на актуальный
уровень развития ДОУ, имеющихся условий и ресурсного обеспечения (научнометодическое, материально-техническое, информационное, кадровое, финансовое),
потенциальные возможности коллектива и администрации, ожидания родителей и социума.
Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для ДОУ,
выступают:
формирование цифровых компетенций педагогических работников;
методическое сопровождение родителей (законных представителей);
инновационная деятельность;
вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, социальных
институтов и др.);
система выявления и поддержки одарѐнных детей.
Цель Программы развития:
Проектирование образовательного пространства, обеспечивающего доступность,
повышение качества образования и воспитания.
Задачи Программы:
1. Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива в процессе
создания образовательной среды (проект «Растем вместе»)
2. Создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для
реализации их возможностей и способностей (проект «Мир возможностей»)
3. Освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными
представителями) для повышения информационной открытости и доступности ДОУ
(проект «Цифровизация»).
9
Раздел 3
Стратегия и тактика реализации
Выполнение цели и задач происходит в рамках реализации проектов: «Растем вместе», «Мир возможностей», «Цифровизация»,
обеспечивающих участие в Программе развития коллектива детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников, социума.
Проекты взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.
Цель: организовать эффективное взаимодействие
повышения качества образования в ДОУ.
Задача
Мероприятие
Организовать
в 1. В группе младшего возраста
группах зоны с создать зоны: зона практической
использованием
жизни; зона сенсорного развития;
элементов
зона
языкового
развития;
методики Марии математическая зона и наполнить
Монтессори
их практическим материалом,
соответствующим возрасту
Создать
условия
для
развития
компетентностей
воспитанников
в
сфере отношений к
миру, к людям, к
себе
1. Организация
проектной
деятельности с дошкольниками
(исследовательские,
творческие
проекты):
по
финансовой
грамотности;
по
ранней
профориентации.
2. Модернизация
предметно
–
пространственной экономической
Проект «Растем вместе»
педагогического коллектива в процессе создания образовательной среды для
Результат
Организованы четыре зоны в
группе младшего возраста и
оснащены в соответствии с их
направлением
Разработаны
проекты,
направленные
на
раннюю
профессиональную ориентацию
воспитанников
Группы
оснащены
по
зонам:
информационная, занимательно
- экономическая, деятельностно
– игровая
10
2023
2024
2025
2026
2 зоны
3 зоны
4 зоны
4 зоны
среды
в
группах
старшего
дошкольного возраста
Организация
1. Повышение профессиональных
взаимодействия
компетентностей, инновационной
педагогов
в культуры педагогов
процессе участия в 2. Обмен опыта работы на РМО:
инновационной
2.1. Презентация опыта работы по
деятельности
реализации проекта.
2.2.
Проведение
вебинара
«Влияние
коммуникативно
–
насыщенной на развитие ребенка».
2.3. Проведение педагогического
совета «Организация РППС как
условие
качества
образовательного процесса».
Привлечение
наибольшего
количества
родителей,
принимающих
участие
проектной
деятельности
Рост
профессионального
мастерства
педагогов
количество
педагогов
(%),
принявших участие в работе
инновационной площадки ДОУ.
50%
60%
70%
80%
- организация серии обучающих Количество родителей, активно
семинаров
по
организации участвующих
в
проектной деятельности;
образовательном процессе (%)
- мероприятия, способствующие
повышению
роли
семьи
в
в становлении растущей личности.
50%
60%
70%
80%
Целевая группа, на которую ориентирован проект:
1. Воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с»
2.
Педагоги МДОУ ИДС «ТЦРРд/с»
3.
Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта:
1. Родители (законные представители) воспитанников «ТЦРРд/с»
2. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Образовательные организации, обеспечивающие профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников сферы
образования
11
Проект «Мир возможностей»
Цель: создать систему сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей и способностей.
Задача
Мероприятие
Результат
2023
2024
2025
2026
Расширить спектр Изучить спрос на дополнительные Организованы
платные
1
2
3
4
образовательные
услуги
направленностей
образовательные услуги.
туристско-краеведческой,
дополнительных
Разработать
и
реализовать естественнонаучной
образовательных
дополнительного направленности.
программ
в программы
соответствии
с образования детей, в том числе, с
привлечением
ресурсов
0
1
2
3
запросом
социальных партнѐров.
родителей,
возможностями и
особенностями
детей.
Создать
Участие в открытых мероприятиях Количество
воспитанников,
40%
50%
60%
70%
организационные и различного уровня.
участвующих в мероприятиях и
методические
Подготовка
воспитанников
к конкурсах различного уровня.
условия
для конкурсам разных уровней.
развития
конкурсного
движения
среди
детей
на
различных
уровнях.
Организовать
Разработка программы работы Программа
работы
дополнительные
родительского клуба «Я иду в родительского клуба «Я иду в
услуги для детей детский сад» для родителей детей детский сад» - число детей,
раннего возраста, раннего возраста по адаптации охваченных данной услугой
не
посещающих детей к ДОУ.
детский сад.
Совершенствовать Обновление
и
пополнение Педагоги и дети обеспечены
дидактическими материалами и
ресурсное
образовательной среды ДОУ.
обеспечение
игровыми
пособиями
в
12
образовательного
процесса
через
моделирование
развивающей
предметнопространственной
среды,
направленной
на
развитие
способностей
дошкольников.
соответствии с внедряемыми
образовательными
технологиями.
Целевая группа, на которую ориентирован проект:
1. Воспитанники «ТЦРРд/с»
2. Дети от 2 до 3 лет, проживающие в шаговой доступности от МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта:
1. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
2. Родители (законные представители) воспитанников МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Администрация МДОУ «ТЦРРд/с»
13
Проект «Цифровизация»
Цель: освоить и внедрить современные IT-технологии в работу с родителями (законными представителями) для повышения
информационной открытости и доступности ДОУ.
Задача
Мероприятие
Результат
2023
2024
2025
2026
Организация единой -приобретение
оргтехнических -процент обновленного оборудования и
10%
15%
25%
35%
информационной
средств: компьютеры, сканеры, программного обеспечения;
среды, в которой мультимедийная техника;
-создан банк обучающих программ,
1
1
1
1
будут задействованы -формирование
цифровой дидактических
и
методических
и взаимосвязаны все медиатеки.
материалов
по
использованию
участники
информационных технологий в работе
образовательных
ДОУ.
отношений.
Формирование
-повышение
компетентности - процент педагогов, повысивших ИКТ
40%
50%
60%
70%
ИКТ-компетенций
педагогических кадров в области компетентность;
Педагогов.
40%
50%
60%
70%
применения информационных и - процент педагогов, использующих в
телекоммуникационных
своей работе дистанционные и/или
технологий;
дистанционно-очные
формы
-проведение
вебинаров, взаимодействия.
конференций, конкурсов, в том
числе, онлайн.
Реализация
новых -предоставление
семьям - количество родителей, вовлеченных во
30%
40%
50%
60%
организационных
воспитанников
доступа
к взаимодействие с ДОУ в том числе, в
форм сотрудничества информационно-сервисной
цифровом пространстве;
семьи и детского сада, платформе ZOOM;
-повышена
посещаемость
и
в
том
числе
в -организация
информационной востребованность родителей (законных
цифровом
интеграции
педагогов
с представителей)
сайта
ДОУ,
пространстве.
родителями через социальные персональных страниц педагогов, групп
сети.
с целью педагогического просвещения.
Целевая группа, на которую ориентирован проект:
1. Родители (законные представители) воспитанников МДОУ «ТЦРРд/с»
2. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
3.Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта:
1. Педагоги МДОУ «ТЦРРд/с»
2. Воспитанники МДОУ «ТЦРРд/с»
3. Администрация МДОУ «ТЦРРд/с»
14
Раздел 4
Финансовое обеспечение Программы развития
Источник финансирования
Действия по привлечению средств
Бюджетные средства
Бюджетное финансирование ДОУ на основании плана
ПФХД
Внебюджетные средства
Доходы, полученные от оказания платных образовательных
услуг и прочие доходы, разрешенные нормативноправовыми
документами,
регламентирующими
финансово-хозяйственную
деятельность образовательного учреждения и не
противоречащие законодательству РФ
Каждый из перечисленных пилотных проектов является структурным элементом
Программы развития (2023 – 2026гг.) и оформляется отдельным документом.
План ФХД формируется ежегодно по основным статьям. Планируемое
финансирование деятельности по реализации пилотных проектов приоритетных проектов
Программы развития в 2023 – 2026 гг., которое будет получено из основных
(муниципальное задание) и дополнительных (грантовая деятельность, благотворительные
взносы, приносящая доход деятельность, при наличии) источников.
Механизмом реализации Программы развития МДОУ являются составляющие ее
проекты.
Научно – методическое и организационное сопровождение реализации проектов
Программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации,
педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и
учреждений социального партнерства.
Выбранная интеграция стратегий МДОУ будет использована в качестве основы при
постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов.
15
Раздел 5
Оценка результатов реализации Программы развития
Система организации контроля за выполнением Программы развития
предусматривает:
- составление ежегодных планов мероприятий ответственными за реализацию
отдельных проектов, представление их общественности;
- ежегодные отчеты по самообследованию ДОУ;
- освещение хода реализации Программы (в составе публичного отчѐта) на сайте
дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня
и др.;
- ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного
учреждения, родительских собраниях ДОУ.
16