программа ЛОГОРИТМИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С»

ПРОГРАММА ЛОГОРИТМИКА
3 – 7 ЛЕТ

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МДОУ ЦРР д/с №
протокол от
2023 г. №

УТВЕРЖДАЮ
приказ от
2023 г. №
Заведующий МДОУ ЦРР д/сад
К.М.Григорьева
(подпись)

(Ф.И.О. руководителя)

Разработала:
учитель - логопед
Высшей
категории:
Стопа Лариса Петровна
музыкальны руководитель:
Девятерякова Надежда
Юрьевна
с Турунтаево
1

Содержание
I

Целевой раздел

1.1
1.2
1.3
1.4

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы к реализации программы
Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками основной образовательной программы
дошкольного образования
Содержательный раздел
Перспективное планирование
Содержание программы
Мониторинг усвоение программы
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания

II
2.1
2.2
2.3
III
3.1

3
6
7
8

12
13
37
40

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей,
общение с взрослыми и сверстниками - всѐ это является средством
социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его
развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей
дошкольного возраста с крушениями речи, вызванными физиологическими
несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика
является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и
профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных
организаций.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме
развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать
артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения;
формировать координацию движений, ориентировки в пространстве;
расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у
детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных
способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте
родной речи.
Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине,
отведена значительная роль в воспитании дошкольников. Ещѐ в начале XX века
было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами
и задержкой развития речи, так как музыкально-ритмическое воздействие на
детей проявляется в развитии и совершенствовании личности ребѐнка, его
функциональных систем, а вместе с тем - и I развитии речи.
Программа составлена с учетом связей образовательных областей:
Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.
Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми; используются дидактические,
сюжетно - ролевые игры.
Художественно - эстетическое развитие: используются произведения
познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты
песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации,
упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для
профилактики плоскостопия.
Речевое: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура
речи.
3

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ №
1155 от 1 октября 2013 г.). Так же в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Законом РФ «Об образовании»,
• Национальной доктриной образования в РФ,
• Концепцией модернизации российского образования,
• Концепцией дошкольного воспитания,
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий:
• Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и В. Чиркиной;
• «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой;
• «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском саду» Н.В. Нищевой;
• Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
• Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А.Куликовской.
• Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.
М., «ТЦ Сфера», 2010г.
• Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.
М., «ТЦ Сфера», 20 Юг
• Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
М., «ТЦ Сфера», 201 Ог
• Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 313г.
1) Судакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения для
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013 г.
2) И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская
нота,2009 г.
3) Е.А. Поддубная. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов на Дону,
«Феникс», 2014
4) «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.

4

Егорова; Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей».
Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов
деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста
методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым
моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью
которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная
гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и
музыка, общая и мелкая моторика и музыка. Логоритмика же в целом включает
в себя упражнения по двум направленностям:
Музыкальные:
• Ходьба в разных направлениях
• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции
• Упражнения, развивающие мышечный тонус
• Речевые упражнения без музыки
• Музыкальные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• Музыкально-ритмические упражнения;
• Музыкальные игры;
• Логопедические распевки;
• Пение и танцевальные элементы.
Общие:
• Ритмические упражнения
• Упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковые игры.
Структура занятий по программе отражает возрастные особенности
детей, выделяя при этом три раздела:
I раздел
II раздел
III раздел
Возраст 3-4 года

Возраст 4-5 лет

Возраст 5-7 лет

Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана
на 3¬-летний срок обучения. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, их
продолжительность по времени составляет 15 минут - для детей 1 года
обучения, 20 - для детей 2 года обучения; и 2 раза в неделю по 25 минут - для
детей 3 года обучения. Занятия проводятся в музыкальном зале.

5

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в
речевом развитии ребѐнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
Музыкальное развитие

Речевое развитие

• Развитие чувства ритма;
• Развитие
координации
между
• Развитие координации между словом словом и движением;
(пением) и движением;
• Развитие правильного дыхания;
• Развитие
координации
при • Стимуляция речевого развития;
• Развитие артикуляционно-речевого
музыкальном движении;
• Развитие
и
совершенствование аппарата;
• Слухоречевое развитие;
вокально-интонационных данных;
• Формирование
музыкально- • Систематизация «словаря» детей.
• Формировать развитие функций и
эстетических представлений ребѐнка;
форм речи;

Всестороннее развитие

Физическое развитие

• Развитие интеллекта;
• Укрепление
физической
формы
• Развитие слухового внимания;
ребѐнка;
• Развитие
памяти
и
навыка • Овладение двигательными навыками;
понимания
смысла
предлагаемых • Формировать у детей ощущение
заданий;
границ своего тела;
• развитие умения контролировать свой
• Формирование
способности
мышечный тонус
преодолевать трудности;
• Развивать
тактильную
• Развитие
эмоциональной
чувствительность,
подвижность
отзывчивости;
пальчиков, кистей;
• Развитие «творческого Я» ребѐнка;
• Развивать навыки
общения и
взаимодействия детей в коллективе;

6

1.3. Принципы и подходы к реализации программы.
В основе реализации Программы лежат культурно-исторический,
деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа
сформирована в соответствии с принципами, определѐнными Федеральным
государственным образовательным стандартом:
1. Принцип
научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип
системности.
Логоритмическая
работа
должна
способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
3. Принцип
последовательности.
Каждое
из
коррекционных
направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей
помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
5. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Навыки и умения :
Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и
песенных играх.
• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение
напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной
гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.
Музыка и мелкая моторика.
• Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные
пальчиковые
• фигуры.
7

• Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой

и движениями пальчиков.
• Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и
характером музыкальных заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и
синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в
дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании,
разъяснительных беседах к зданиям).
• Развивать
коммуникативную,
инструктивную,
когнитивную,
регулятивную и номинативную функции речи;
• Развивать умение общения в диалоге;
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
программы.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
• Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в
музыкально-образных играх и гимнастике.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая
педагогу. Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это
повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои
движения. Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой
вместе с педагогом. Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с
педагогом.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять
действия музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны,
погремушки; знать их названия и тембры.
II. Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения.
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы
«самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах.

8

• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение

напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играхотождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать
коммуникативную,
регуляторную,
инструктивную,
когнитивную, номинативную функции речи;
• Осваивать общение в диалоге.
• Музыка и мелкая (тонкая) моторика.
• Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр
по подсказке педагога;
• Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
• Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
• Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой
темпоритме.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чѐтком и
синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в
дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
• Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с
произнесением звуков.
• Развивать умение подчинять движение музыке.
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
• Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх и гимнастике (по подсказке педагога).
• Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером
движений. Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая
педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом
конкретном задании и подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
• Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением
звуков, слогов, слов.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки,
стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

9

• Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов:

погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.
• Освоить элементарные знания по работе на инструментах со
звуковысотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).
Навыки и умения на 3 году обучения:
Музыка и общая моторика.
• Проявлять знание частей своего тела и координационную точность
движений в музыкально-образных играх и элементах гимнастики.
• Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в
музыкальных групповых играх и заданиях с элементами гимнастики.
Музыка и мелкая моторика.
• Выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку,
учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры.
• Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпоритме,
проявлять знание названий пальцев и движений, связанных с ними.
• Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики
самостоятельно, по очереди и синхронно в группе.
• Менять
темп,
руководствуясь
сменой
частей
музыкальногимнастического комплекса самостоятельно.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать
номинативную,
когнитивную,
регуляторную,
коммуникативную, инструктивную функции речи;
• Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологичную речь.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лѐжа,
стоя.
• Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь
музыкальному ритму.
• Сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами
гимнастических упражнений.
К концу 3-го года обучения дети должны уметь:
• Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх гимнастике.
• Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером
музыки и характером движений.
• Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и

10

излагать мысль в монологе.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать
педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.
• Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом
конкретном задании и подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
• Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением
звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и
сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных
гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их
для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.
• Играть и импровизировать на инструментах.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 3-4 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми в группе детского
сада.
Длительность занятий: составляет 15 минут. Периодичность
проведения для детей 3-4 лет – 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование
навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей,
развитие познавательной активности, познавательных процессов и
самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

11

II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование логоритмических занятий
№
Месяц
Название занятия
занятия
1
Солнышко и дождик
2
Тучка
Октябрь
3
Осенние листья
4
Осень в лесу
5
Репка
6
Осенние подарки
Ноябрь
7
До свиданья, птицы!
8
Холодно!
9
Зима в лесу
10
Дед Мороз спешит на елку
Декабрь
11
Украшаем елочку
12
Наступает Новый год
13
Новогодний праздник в лесу
14
Рукавичка
Январь
15
Снеговик
16
Кошка и котята
17
Котята и щенок
18
У бабушки в гостях
Февраль
19
Как снеговики солнце искали
20
Армейская карусель
21
Как цыплята солнце будили
22
Новая столовая
Март
В гости к нам пришли
23
матрешки
24
Весеннее солнышко
25
Весенняя капель
26
Прилетайте, птицы!
Апрель
27
Весенний ручеек
28
Кораблик
29
Утренние лучи
30
Петушок и его семья
Май
31
Колечко
32
Бобровый пруд

12

2.2. Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от
органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их
помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У
детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах,
театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего
стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс
развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен
не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию
голоса, артикуляции, дыхания.
13

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие
исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных
инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на
самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика,
жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую
и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство
уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми
эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем
кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
№ п/п Тема занятия

1

2

Солнышко
дождик

Тучка

3

Осенние листья

4

Осень в лесу

Задачи
▪ Формирование
динамической
и координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.
▪ Развитие
темпо-ритмической
организации речи.
▪ Развитие
ритмической
выразительности.
▪ Стимулирование двигательных умений
и навыков.

Содержание
• Пальчиковая игра «Прогулка»
• Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
• Игра «Прогулка и дождик»
• Упражнение

на

развитие

дыхания

«К

солнышку»
• Пальчиковая игра «Дружба»
• Ритмическая игра «Капли»
• Шумовой оркестр
• Игра «Прогулка и дождик»
• Ритмическая игра «Прощание с дождем»
• Пальчиковая игра «Прогулка»
• Массаж «Дождик»
• Упражнение «Лужа»
• Ритмическая игра «Падают листья»
• Двигательные
упражнения
«Осенние

▪ Обучать приемам массажа.
▪ Развитие
эмоциональной
выразительности.
листочки»
▪ Формировать
правильную
осанку, • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
походку.
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
• Танец-игра с листьями

▪ Развитие чувства ритма.
• Двигательные упражнения «Мы ногами – топ▪ Развивать координацию движений и топ-топ»

15

моторных функций.
▪ Формировать
представления.

• Динамическая пауза «Ветер»
пространственные • Шумовой оркестр
• Упражнение на развитие чувства

ритма

«Прогулка»
• Танец-игра с листьями
• Пальчиковая игра «Осенний букет»

5

▪ Формирование
динамической
координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.

Репка

• Пальчиковая игра «Дом и ворота»
• Закличка «Дождик»
• «Огородный хоровод»
• Массаж пальцев «Этот пальчик»
• Ритмическая игра «Кто как идет»
• Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
• Двигательное упражнение «Репка»
• Упражнение

6

Осенние подарки

7

До

на

развитие

чувства

темпа

«Поезд»
▪ Развитие
темпо-ритмической • Пальчиковая игра «Паучок»
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
организации речи.
▪ Развитие
ритмической • Двигательные упражнения «Мишки»
• Массаж «Грибной дождик»
выразительности, слуха.
▪ Стимулирование двигательных умений • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
• Игра «Маленький ежик»
и навыков.
• Упражнение на развитие динамического и
ритмического слуха «Поезд»

свиданья, ▪ Формирование

динамической • Танец «Веселые сапожки»

16

птицы!

координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.

• Физкультминутка «Клен»
• Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
• Двигательные
упражнения
«Перелетные

птицы»
• Игра «Птички»
• Пальчиковая игра «Птички»

8

9

10

Холодно!

▪ Развитие
темпо-ритмической
организации речи.
▪ Развитие
ритмической
выразительности.
▪ Стимулирование двигательных умений
и навыков.

• Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Упражнение на развитие чувства ритма

«Падают снежинки»
• Упражнение «Снег-снежок»
• Пальчиковая
игра-массаж
мальчик»

«Пальчик

–

Зима в лесу

• Физкультминутка «Метель»
• «Зимняя игра»
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать
переключаемость • Ритмическое упражнение «Снежок»
• Ритмическая игра «Следы зверей»
артикуляционного аппарата.
▪ Расширение активного и пассивного • Упражнение на развитие дыхания «Волки»
• Игра «Догонялки»
словаря.
• Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Дед Мороз спешит
на елку

▪ Формирование
динамической
координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.

• Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
• Физкультминутка «Дед Мороз»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Игра «Снежинки и Дед Мороз»

17

• Закличка «Морозушка – Мороз»
• «Зимняя игра»
• Физкультминутка «Наша елка»
• Аппликация «Бусы повесили»
• Дидактическая
играна

11

12

Украшаем елочку

Наступает
год

▪ Развитие динамического слуха.
развитие
▪ Развитие мелкой моторики.
динамического слуха «Колокольчики звенят»
▪ Укрепление
костно-мышечного • «Танец с фонариками»
аппарата.
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Закличка «Морозушка – Мороз»

▪ Развитие воображения.
▪ Развивать подвижность, переключать
Новый
артикуляционного аппарата.
▪ Формирование грамматического строя
речи.

13

Новогодний
праздник в лесу

▪ Развитие
эмоциональной
сферы,
воображения.
▪ Развитие
динамической
и
статистической
координации
общих
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.

14

Рукавичка

▪ Развитие
статистической

динамической
координации

• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
• Танец кукол
• Игра «Прятки»
• Игра «Колпачок»
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Пьеса «На машине»
• Ритмическая игра «Следы»
• Стихотворение «Дед Мороз»
• Двигательные упражнения «Лесные гости»
• Игра «Заморожу»
• Закличка «Морозушка – Мороз»

и • Потешка
общих • Ритмическая игра «Зайка»

18

15

Снеговик

движений.
• Танец «Снежок»
▪ Расширение активного и пассивного • Игра «Зайцы и волк»
словаря.
• Танец мишек
▪ Формирование правильной осанки.
• Потешка
• Игра «Метелица»
▪ Развитие чувства ритма.
• Массаж «Снеговик»
▪ Закрепление навыков массажа.
• Физкультминутка «Попляшите»
▪ Развитие зрительного восприятия.
• Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и
снежинки»

Кошка и котята

▪ Развитие слуха.
▪ Закрепление навыков массажа.
▪ Развитие зрительного восприятия.

17

Котята и щенок

▪ Развивать тонкие движения пальцев
рук.
▪ Развивать переключаемость движений.
▪ Развивать зрительное восприятие и
внимание.

18

У бабушки в гостях

▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.

16

• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Дидактическая игра на развитие слуха

«Кошка и котенок»
• Массаж тела «Заболела кисонька»
• Ритмическая игра «Цапки»
• Игра «Киса и мыши»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Потешка
• Игра «Киса и мыши»
• Игра с собачкой
• Ритмическая игра «Котенок и щенок»
• Потешка «Кисонька-мурысонька»
• Двигательные

упражнения

«В

гости

бабушке»

19

к

▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.

• Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
• Ритмическое
упражнение
«Ладушки-

ладошки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Ритмическая игра «Оркестр»
• Игра «Киса и мыши»
• Пестушка «Хамочек»

19

▪ Развитие динамического слуха.
Как
снеговики ▪ Развитие мелкой моторики.
▪ Укрепление
костно-мышечного
солнце искали
аппарата.

• Потешка
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Снежная баба»
• Ритмическая игра «Шагают снеговики»
• Ритмическое упражнение «В лесу»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Двигательное упражнение
• Игра «Зайка»

20

▪ Развитие
эмоциональной
сферы,
воображения.
▪ Развитие
динамической
и
Армейская карусель статистической
координации
общих
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.

• Упражнение «Машины»
• Физкультминутка «Эй, лошадка»
• «Игра с лошадкой»
• Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
• Пальчиковая игра «Капитан»
• Стихотворение «Самолет»
• Игра «Космонавты»
• Аппликация «Флажок»

20

• Упражнение

21

▪ Развитие чувства ритма.
Как цыплята солнце
▪ Развитие динамического слуха.
будили
▪ Закрепление навыков самомассажа.

▪ Закрепление навыков самомассажа.
▪ Развитие артикуляционной моторики.
▪ Ориентировка в пространстве.

22

Новая столовая

23

▪ Развивать тонкие движения пальцев
рук.
В гости к нам
▪ Развивать переключаемость движений.
пришли матрешки
▪ Развивать зрительное восприятие и
внимание.

24

Весеннее солнышко

▪ Развитие
воображения.

эмоциональной

на

развитие

чувства

ритма

«Цыплята»
• Пальчиковый массаж «Сорока»
• Двигательные упражнения «Зайчик»
• Ритмическая игра «Сапожки»
• Дидактическая
игра
на
развитие
динамического слуха «Тихие и громкие
звоночки»
• Закличка «Солнышки»
• Пальчиковая игра «Мама»
• Ритмическая игра «Письмо на снегу»
• Музыкально-ритмическая игра «Строители»
• Танец-игра «Вороны»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Самомассаж «Сорока»
• Игра «Скворушки»
• Игра «Бубен»
• Игра «Карусель»
• Игра «Матрешки и мышки»
• Танец «Мы – матрешечки»
• Пестушка «Хамочек»

сферы, • Упражнение «Солнышко»
• Игра на развитие мимических движений

21

▪ Развитие
динамической
и
статистической
координации
общих
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.

«Солнышко»
• Игра «Солнышко»
• Двигательные
упражнения
«Солнечные
зайчики»
• Ритмическая игра «Сосульки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пьеса «Ну-ка, веселее!»
• Игра «Скворушка»
• Пальчиковая игра «Большие и маленькие»
• Упражнение

25

26

Весенняя капель

▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.

▪ Развивать тонкие движения пальцев
рук.
Прилетайте, птицы! ▪ Развивать переключаемость движений.
▪ Развивать зрительное восприятие и
внимание.

на

растяжение

мышц

«Потягушки»
• Детская пестушка
• Закличка «Солнышко»
• Ритмическая игра «Капель»
• Игра «Воробей»
• Игра «Я бегу, бегу, бегу»
• Игра «Я бегу, бегу, бегу»
• Музыкально-дидактическая

игра

«Колокольчик»
• Игра-массаж ног «Строители»
• Игра «Скворушки»
• Игра «Замри»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Пальчиковая игра «Ладушки»

22

27

▪ Развитие
эмоциональной
сферы, • Ритмическая игра «Барабан»
• Игра «Ежик и мыши»
воображения.
▪ Развитие
динамической
и • Ритмическая игра «Белочка»
статистической
координации
общих • Музыкально-дидактическая игра на развитие
слуха «Лесная прогулка»
движений.
▪ Расширение активного и пассивного • Игра «Вышел Мишка на лужок»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
словаря.

Весенний ручеек

• Упражнение «Цыплята»
• Упражнение «Плавный подъем рук»
• Ритмическая игра «Лягушки»
• Игра «Ну-ка, зайка»
• Закличка «Солнышко»
• Дыхательное упражнение «Ветер»
• Игра «Корабль пришел»

Кораблик

▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.

29

Утренние лучи

• Ритмическая игра «Курочки»
• Пальчиковая игра «Цветы»
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Ориентировка в схеме собственного • Дыхательное упражнение с цветами
• Пестушка «Хамочек»
тела.
▪ Развитие
мимических
мышц, • Упражнение «Потягушки»
• Массаж тела «Умывание»
эмоциональной сферы.
• Пальчиковая игра «Ладушки»

30

Петушок
семья

28

и

его

▪ Развивать тонкие движения пальцев • Потешка «Петушок»
рук.
• Двигательное
упражнение
▪ Развивать переключаемость движений. семья»

«Петушиная

23

▪ Развивать зрительное
внимание.

31

32

Колечко

Бобровый пруд

восприятие и • Игра «Куры и петух»
• Ритмическая игра «Курочки»
• Упражнение «Цыплята»
• Игра «Курочка, цыплята и кошки»
• Стихотворение «Храбрый цыпленок»
• Ритмическая игра «Кто как ходит»

▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.

• Упражнение «Мы посадим все цветы»
• Танец с цветами
• Упражнение для пальцев «Колечко»
• Пальчиковая игра «Коготки»
• Физкультминутка «Гуси на прогулке»
• Ритмическая игра «Индюк и овечка»

▪ Развитие внимания.
▪ Развитие равновесия.
▪ Развивать координацию движений.

• Двигательное упражнение «Олень»
• Пальчиковая игра «Цветок»
• Игра «Жуки»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Пальчиковая игра «Ерши»
• Ритмическая игра «На пруду»
• Упражнение на равновесие «Аист»
• Упражнение на развитие внимания «Аист»

24

Тема занятий
Ритмика, моторика,
подвижные игры,музыка
для разминки

Гимнастика

1 .Артикуляционная
гимнастика

2 год обучения
Примерный материал
Осень
Спортивный марш, И.И.Дунаевский; «Трик-трак»,
И.Штраус, музыка из мультфильма «Огуречик»,
«Яблочко», Е., С. Железновы в сб.«Азбукапотешка». «Звери» - в сб. «Логопедические
распевки», Л.Гаврищева, Н.Нищева.
«Медвежонок»,
в
сб.
«Фонетическая
и
логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева,
О.Родионова, Ю.Полозова
«Лошадка»,
«Покажите
зубки»,
«Логоритмика», Г.А.Волкова.

в

кн.

№ 1 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
2. Гимнастика для дыхания дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для
дыхания - в положении сидя», А.Стрельникова.
Мелкая моторика
«Сорока-ворона», народная потешка в сб.
«Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке»,
народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб.
«Логоритмика в детском саду», М.Гоголева.
«Сортируем пуговки», из сб.«300 3минутных игр
для детей», Д.Силберг.
Озвучивание сказок, игра
«Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочкина музыкальных
шумелки», Е., С. Железновы.
инструментах
«Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в
детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина,
И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
Музыка для слушания и
«Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка»,
творческих заданий
М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и
Мяу-мяу», Е.,С.Железновы. «На тройке» «Времена года», П.Чайковский, и др.
«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые
мелодии.
Весна
Ритмика, моторика,
«Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки»,
подвижные игры
О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в
сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова.
25

Гимнастика

1 .Артикуляционная
гимнастика

«Озорные бровки», «Надуваем щѐчки» в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Часики»,
«Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г.А.Волкова.
№3 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П.
Главтузова. «Гимнастика для
положении сидя», А.Стрельникова.

дыхания

в

2. Гимнастика для дыхания
Мелкая моторика
Игры - шнуровки (М.Монтессори).
Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка»,
«Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика
для пальчиков», Т.Ткаченко. «Весѐлые гуси» народная попевка, в сб. «Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Два барана» - народная сказка.
Озвучивание сказок, игра
«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
на музыкальных
Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в
инструментах
детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина,
И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
Музыка для слушания и
«Куй, куй, ковалѐк», в сб.«Азбука-потешка» творческих заданий
С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт.
«Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»»,
Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой,
лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии.
Лето
Ритмика, моторика,
«Танец червяков», - в сб. «Аэробика для
подвижные игры
малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Кружиськружись» - «Весѐлые уроки», Е., С. Железновы.
Гимнастика
«Лошадка», «Куколка», в сб. «Логоритмика»,
Г.А.Волкова.

1 .Артикуляционная
гимнастика

«Медвежонок»,
в
сб.
«Фонетическая
и
логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева,
О.Родионова, Ю.Полозова
№4 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
26

2. Гимнастика для дыхания дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для
дыхания в положении сидя», А.Стрельникова.
Мелкая моторика
Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн.
«Когда ребѐнок сводит вас с ума», Ле Шан.
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», в сб.
«Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы.
«Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народные
игры-потешки.
«Лисичка-сестричка и скалочка» - народные
Озвучивание сказок, игра
сказки;
на музыкальных
инструментах
«День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
Железновы. «Дождик», югославская народная
мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.
Музыка для слушания и
«Шопен», «Кьярина», Р.Шуман;
народные
творческих заданий
мелодии - «Я на горку шла...» и др.; «Из глубин
души взываю к тебе, Господь», И.С. Бах; «Вальс
цветов», Симфония №5,1ч., П.Чайковский;
«Мельник и ручей», Ф.Шуберт.

Месяц

Количество
занятий

Октябрь

1

1

Тема

3 год обучения
Программное содержание

▪ Песня-игра «Листочки»
В гостях у
▪ Двигательные упражнения «Прогулка в
лесовичка
лес»
(Деревья и
кустарники) ▪ Пальчиковая гимнастика «Деревце»
▪ Игра «Деревья»
▪ Упражнение для передачи
ритмического рисунка
▪ Артикуляционная гимнастика (по
плану логопеда)
▪ Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»
▪ Дыхательное упражнение «Ветерок
(f,mf,p)»
▪ Фонопедическое упражнение «Муха»
В траве
▪ Песни «Комар», «Жуки»
сидел
▪ Артикуляционная гимнастика
кузнечик.
27

1

1

Ноябрь

1

(Насекомые
«Муравьи»
)
▪ Пальчиковая гимнастика «Кокон»
▪ Дыхательная гимнастика «Поймаем
бабочку»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики «В полюшке за бугром»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»
Лесной
▪ Фонопедическое упражнение «Эхо»
магазин.
(Вопрос-ответ)
▪ Упражнение на развитие координации
(Грибы.
«По ягоды»
Ягоды)
▪ Упражнение на развитие мимики
«Малиновое и клюквенное варенье»
▪ Пальчиковая игра «Грибочки»
▪ Артикуляционная гимнастика
«Веселые слоги»
▪ Песня «Загадка»
▪ Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»
▪ Фонопедическое упражнение
Осеннее
«Погреемся»
настроение
▪ Песня-игра «Листочки»
(Осень)
▪ Пальчиковая гимнастика «Осень»
▪ Логопедическая распевка «Кормушка»
▪ Коммуникативная игра «Туча»
▪ Ритмическая игра «Капли»
▪ Упражнение на дыхание «Дует, дует,
ветерок» (по плану логопеда)
▪ Пение «Гимн ноябрю»
Спор
▪ Упражнение на развитие общей
овощей
моторики «На огороде»
(Овощи)
▪ Пальчиковая гимнастика «Хозяйка
однажды…»
▪ Коммуникативная игра «Пирожки»
▪ Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»
▪ Упражнение на развитие координации
речи с движением «Грядка»
28

Декабрь

1

Фруктовое
лукошко
(Фрукты)

1

Рассказ
лягушкипутешестве
нницы
(Перелетны
е птицы)

1

В мире
животных
(Дикие
животные)

1

У бабушки
в деревне
(Домашние
животные)

▪ Массаж «Капуста»
▪ Пение «Груша»
▪ Упражнение на развитие мимики
«Лимон», «Яблочное повидло»
▪ Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
▪ Упражнение на развитие общих
речевых навыков, координации речи и
движения, развития мелкой моторики
«Садовник»
▪ Хороводная игра «Яблоня»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые пары»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики «Журавль»
▪ Песня «Лягушки и журавлики»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда.
▪ Упражнение на развитие координации
и правильного дыхания «Журавли
учатся летать»
▪ Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»
▪ Пальчиковая гимнастика «Птичка»
▪ Логопедическая распевка «Звери»
▪ Песня «Ежик»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики «Про медведя»
▪ Чистоговорка с массажем «Кенгуру»
▪ Пальчиковая сказка «Рукавичка»
▪ Упражнение на развитие мимики и
звукоподражания «Зоопарк»
▪ Арт.гимнастика «Обезьяны»
▪ Фонопедическое упражнение «Корова»
▪ Логопедическая распевка «Корова»,
«Конь»
▪ Упражнение на развитие мелкой
моторики «Дудочка»
▪ Песня «Котенок»
▪ Арт.гимнастика «Собака»
29

1

1

1

Январь

1

▪ Упр.на дикцию и мелк.моторику «Котцарапка»
Петушок – ▪ Фонопедическое упражнение
«Петушок»
золотой
▪ Логопедическая распевка «Утки»,
гребешок
«Петух»
(Домашние
▪ Песня «Гуси»
птицы)
▪ Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по
плану логопеда)
▪ Игра на развитие творческих
способностей и воспитания выдержки
«Гусь»
▪ Упражнение -игра на развитие речевого
дыхания «Куры, гуси»
▪ Фонопедическое упражнение «Метель»
Снеговик
▪ Песня «Елка»
принес
▪ Речевая игра с движением «Снеговик»
письмо
▪ Упражнение на развитие
(Зима)
выразительности речи, мимики и
движений «Снеговички и сосульки»
▪ Упражнение на развитие координации
и ритма «Зима»
▪ Игра «Зимняя пляска»
▪ Комплекс дых.упр. «Погреемся»
Приключен ▪ Фонопедическое упражнение «Метель»
▪ Логопедическая распевка «Ворона»,
ия вороны
«Воробьишка»
(Зимующие
▪ Упражнение на развитие ритма
птицы)
«Воробьи, воробышки»
▪ Игра «Зимняя пляска»
▪ Пальчиковая гимнастика «Пой-ка,
подпевай-ка»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
▪ Упражнение на дыхание «Ворона»
Зимние
▪ Фонопедическое упражнение «На
забавы
коньках»
▪ Речевая игра «Ты, мороз»
(Зимние
развлечения ▪ Упражнение на развитие общей
30

моторики «Игра в снежки»
▪ Артикуляционная гимнастика «Катание
на санках»
▪ Упражнение на развитие координации
и ритма «Зима»
▪ Комплекс дыхательных упражнений
«Погреемся»
В доме
▪ Логопедическая распевка «Доброе
моем
утро»
▪ Песня «Мы в городе родились»
(Семья)
▪ Пальчиковая гимнастика «Семья»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
▪ Упражнение на развитие координации,
общей моторики «Мы на лыжах в лес
идем»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Семейный вальс»
Край
▪ Фонопедическое упражнение «Глобус»
родной.
▪ Песня «Родной край»
▪ Упражнение на развитие координации
(Россия.
«Береза»
Наш край)
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
▪ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
▪ Упражнение на развитие координации,
общей моторики «Мы на лыжах в лес
идем»
▪ Коммуникативная игра «Здравствуй,
друг»
▪ Фонопедическая игра «Строим дом»
Дом в
котором мы ▪ Песня «Мы в городе родились»
▪ Пальчиковая игра «Песочный дом»
живем
▪ Ритмическая игра «Молоток»
(Дом.
▪ Артикуляционная гимнастика
задание)
«Маляры»
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»
▪ Коммуникативная игра «Ворота»
)

1

1

Февраль

1

31

Март

1

Новоселье
(Мебель)

1

У меня
зазвонил
телефон
(Электропр
иборы)

1

Защитники
Отечества
(23
февраля)

1

Марья-

▪ Логопедическая распевка «Стул»
▪ Песня «Ночь прошла»
▪ Пальчиковая гимнастика «Наша
квартира»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
▪ Коммуникативная игра «Улыбнуться
не забудь»
▪ Коммуникативная игра «Провода» (по
плану логопеда)
▪ Логопедическая распевка «Девочки и
мальчики»
▪ Пальчиковая гимнастика «Телефон»
(по плану логопеда)
▪ Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
▪ Артикуляционная гимнастика
«Веселые слоги»
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
▪ Игра на расслабление «Пылесос и
пылинки»
▪ Фонопедическое упражнение «Салют»
▪ Песня «Гимн февралю»
▪ Игра «Оловянный солдатик»
▪ Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
▪ Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
▪ Речевая игра «Барабанщик»
▪ Упражнение на развитие координации
«Самолет»
▪ Логопедическая распевка «Платье»,
32

искусница
(Одежда)

«Брюки»
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
▪ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
▪ Арт. гимнастика «Веселые слоги»
▪ Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»
▪ Ком.танец –игра «Перекрестный танец»

1

Как
Зайчонок
маму искал
(8 марта)

1

Обувной
магазин
(Обувь)

1

Волшебная
шляпа
(Головные
уборы)

▪ Логопедическая распевка «Мамочка»
▪ Песня «Ночь прошла»
▪ Артикуляционная гимнастика
«Обиделась мама»
▪ Игра « С любовью к маме»
▪ Коммуникативная игра «Пирожки»
▪ Упражнение-игра «Ходьба на носках и
пятках»
▪ Ком.танец –игра «Перекрестный танец»
▪ Двигательные упражнения «Сапожная
мастерская» («нитка с иголкой»,
«молоточки», «чистка») по плану
логопеда
▪ Логопедическая распевка «Ботинки»,
«Тапки»
▪ Упражнение на развитие мимики
(«Новые туфли», «Ботинки порвались»,
«Грязные башмаки») по плану логопеда
▪ Упр.на коррекцию речи и движения
«Башмачок»
▪ Пальчиковая гимнастика «Новые
кроссовки»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Сапожники»
▪ Песня «Музыка, здравствуй»
▪ Двигательная игра «Нитка с иголкой»
(разные виды «швов»: ходьба
«змейкой», поскоки, галоп) по плану
логопеда
33

Апрель

1

Федорино
горе
(Посуда)

1

Как
Незнайка
ходил в
магазин
(Продукты
питания)

1

О чем
плачет
сосулька
(Весна.
Растительн
ый мир)

▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
▪ Пальчиковая гимнастика «Головные
уборы» по плану логопеда
▪ Арт. гимнастика «Веселые слоги»
▪ Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
▪ Фонопед.упр. «Чайник»
▪ Логопедическая распевка «Тарелка»,
«Чашка»
▪ Упражнение на развитие творческого
воображения, общих речевых навыков
«Чайник»
▪ Пальчиковая гимнастика «Посуда» по
плану логопеда
▪ Речевая игра с муз.инструментами
«Кухонный оркестр»
▪ Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
▪ Логопедическая распевка «Каша»
▪ Артикуляционная гимнастика
«Пирожки»
▪ Пальчиковая гимнастика «Чебурек»
▪ Упражнение на дыхание «Каша кипит»
▪ Упражнение на развитие мимики
«Конфета», «Горячий чай»
▪ Коммуникативная игра «Пирожки»
▪ Фопедическое упражнение «Голоса
вьюги весной»
▪ Пальчиковая гимнастика «Веселый
художник»
▪ Песня «Травка-муравка»
▪ Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»
▪ Упражнение на развитие координации
«Клен»
▪ Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
34

1

1

Май

1

1

▪ Фонопедическое упражнение «В лесу
весной»
▪ Песня «Целебные звуки»
▪ Упражнение на развитие координации
«Солнышко»
▪ Пальчиковая сказка «Рукавичка»
▪ Упражнение на развитие мимики
«Лиса»
▪ Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»
▪ Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
Паровозик ▪ Фонопедическое упражнение «Паровоз
из
привез нас лес»
Ромашково ▪ Песня «Мчится паровоз»
▪ Пальчиковая игра «Веселится детвора»
(Виды
транспорта) ▪ Упражнение на развитие координации
«Самолет»
▪ Упражнение на развитие координации
«Теплоход»
▪ Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
▪ Дыхательная гимнастика «Насос»
▪ Фонопедическое упражнение
Очумелые
«Космонавт» (Ракета), «Ракета
ручки
приземлилась»
(Профессии
▪ Упражнение на развитие общей
на
моторики и координации «Ракета»
транспорте)
▪ Логопедическая распевка «Песенка
шофера» (Грузовик)
▪ Упражнение на развитие координации
«Летчик»
▪ Пальчиковая гимнастика «Пилоты»
▪ Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
▪ Дыхательная гимнастика «Насос»
▪ Фонопедическое упражнение «Салют»
На парад
▪ Игра на развитие ритма (на
идут
м/инструментах) «Азбука Морзе.
солдаты
В лесу
весной
(Весна.
Животный
мир)

35

(День
Победы)

1

Приключен
ия
Буратино
(Школа)

1

Вот какие
мы
большие!
(Итоговое)

Радист» (Ритмическое эхо)
▪ Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
▪ Артикуляционная гимнастика «Парад»
▪ Речевая игра «Барабанщик»
▪ Упражнение на развитие координации
«Самолет»
▪ Фонопедическая гимнастика «Буратино
на уроке»
▪ Пальчиковая гимнастика «В школу
скоро я пойду»
▪ Пение «До свиданья, сад!»
▪ Речевая игра «Эхо»
▪ Упражнение на развитие координации
движений «Раз-два»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
▪ Песня «Музыка, здравствуй»
▪ Пальчиковая гимнастика «Наша
группа»
▪ Комплекс артикуляционной
гимнастики «Котик Рыжик в детском
саду»
▪ Речевая игра «Эхо»
▪ Упражнение на развитие мелкой
моторики и ритма «Упражнение с
деревянными палочками»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»

36

2.3. Мониторинг усвоения программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования
состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве,
общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики
учитываются
при
составлении
планов
логоритмических
занятий,
индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце
учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике
Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание:
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве:
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами –
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
37

пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее
– наоборот. По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и
повторить.
• Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка,
зима, колобок).
• 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево,
круг).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких
движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки
в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо,
опустив руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы:
• Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не
испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и
движений.
• Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при
выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем
запоминаемого материала снижен.
• Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи
взрослого, допускают значительные ошибки.

38

Группа №
Ф.И. Ребенка
№

Сводная таблица результатов обследования детей
Дата обследования:
Слуховое
Слухоречевая
Двигательная
Общая
внимание
память
память
моторика

Мелкая
моторика

сент

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

май

Ориентировка
в
пространстве
сент
май

39

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое
Методическое обеспечение
обеспечение
1. Музыкальный инструмент - 1. Информационная и справочная
фортепиано, музыкальный центр, литература.
детские музыкальные инструменты,
маты, флажки, стулья, микрофон,
звукоусилительная
аппаратура,
колонки, шумовые игрушки
,массажные и резиновые мячики,
2. Соответствующая росту и возрасту 2. Методическая литература
детей мебель.
3. Записи фонограмм детских песен, 3. Наглядные пособия
классических
произведений
на
аудиокассетах и компакт-дисках.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;
2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П,
Музыкальная палитра, 2012;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской;
7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие
по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П,
Музыкальная палитра, 2014;
8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие
по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;
9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
40

лет. М., «ТЦ фера», 2010г.
10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
12. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 013г.
13. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.
14. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская
нота,2009 г.
15. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.
Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
16. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей».
17. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
18. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
19. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
20. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
«Музыкальная палитра», 2004г.
21. Тютюнникова
Т.
Э.
«Элементарное
музицирование
с
дошкольниками»,
журнал
Музыкальная
палитра»,
«Музыкальный
руководитель», 2004-2010г.
22. Дзюба
О.В.
Развитие
коммуникативной
компетентности
дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А.
Шолохова). М., 2009г.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».